В 1988 году, когда православный мир отмечал 1000-летие крещения Руси, а партийный генсек М.С.Горбачев крепко обнимался с тогдашним патриархом Пименом, в Ульяновске тоже проходили торжества, на которые съехалось множество священнослужителей из разных регионов страны. Ленинграл представлял епископ Тихвинский – владыка Прокл, служивший одновременно викарием, то есть управделами митрополита Ленинградского и Новгородского – Алексия, нынешнего патриарха.

1. Историческая несправедливость

По традиции гостей в первый же день пребывания на ульяновской земле отправили на экскурсию… по ленинским местам. Святые отцы, облаченные в торжественные церковные одеяния, чинно шествовали по улицам старого Симбирска, с любопытством разглядывая местные достопримечательности. Зашли в Дом-музей Ленина, заполнили тесные комнаты.

И все было бы хорошо и славно, и не было бы в ближайшем будущем лишних хлопот директору заповедника «Родина В.И.Ленина» А.Н.Зубову, и не нервничали бы молоденькие экскурсоводши Дома-музея В.И.Ленина, и не разгорались бы потом громкие словесные баталии в кабинете первого секретаря обкома партии Ю.Г.Самсонова, и, возможно, не было бы даже портрета царя Александра Третьего в актовом зале Симбирской классической гимназии, и многого-многого другого, если бы… его преосвященство епископ Тихвинский в тот знаменательный день не спросил, не без иронии в голосе:

– Так вы говорите, что вся обстановка в доме соответствует исторической действительности?

Этот вопрос он адресовал не столько девушке-экскурсоводу Дома-музея В.И.Ленина, читавшей лекцию о жизни и быте семьи Ульяновых, сколько сопровождавшим делегацию чиновникам управления культуры и уполномоченному по делам конфессий и свободе совести, – была в те года и такая витиеватая должность при облисполкоме.

И когда те дружно закивали, владыка Прокл произнес:

– Странно! Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина, был глубоко верующим человеком, а у вас в этом доме ни одной иконы нет. Нехорошо!

– Да, да! Нехорошо и несправедливо! – поддержали его святые отцы и, молча повернувшись, также чинно и с достоинством, как и пришли, покинули музей…

2. На чашку чая

Несколько часов спустя по случаю праздника первые лица области и города принимали у себя церковное начальство. С «начальством» все было более-менее ясно: епархии в Ульяновске тогда не существовало, а местные приходы и прочие духовные учреждения территориально относились к Куйбышевскому епархиальному управлению во главе с архиепископом Иоанном, – решено было делегировать на эту встречу самого архипастыря, а также настоятеля Неопалимовской церкви игумена Никона, управляющего церковными делами во всей Ульяновской области. Среди первых же лиц возник спор: кто будет принимать «необычных» гостей – все ж таки родина Ильича, известная на весь мир, – а тут – на тебе! – ее руководство (читай обком КПСС) якшается с попами, умаляя тем самым заветы великого Ленина! Аргументом «за» был тот факт, что накануне с патриархом Пименом в Кремле встречался Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев. Аргументом «против», – а его озвучил первый секретарь горкома партии Ю.Б.Колпаков, – дескать, Горбачев – не первое лицо родины Ильича, и кроме всего прочего он – председатель Президиума Верховного Совета СССР. Дискуссия закончилась тем, что было поручено принимать священнослужителей тогдашнему председателю облисполкома Ю.Ф.Горячеву в здании Дома Советов, а Ю.Г.Самсонов и Ю.Б.Колпаков тоже туда зайдут – ну, как бы на чашку чая…

И вот в кабинете Ю.Ф.Горячева вопрос «об исторической справедливости» в отношении Дома-музея В.И.Ленина и семьи Ульяновых прозвучал как бы между прочим, – прихлебывавшие в это время чай Ю.Г.Самсонов и Ю.Б.Колпаков чуть не поперхнулись, – профессор богословия владыка Иоанн мог рассуждать на эту тему часами, и говорил он о материях высоких – о возрождении культуры, православных традициях, о нравственном воспитании подрастающего поколения и экспансии в Россию Запада. Отец же Никон был более прозаичен, высказавшись о проблеме Германовского храма, занятого облархивом, о здании бывшего епархиального училища, требующего капремонта, о других исторических объектах в городе и области, которые когда-то принадлежали церкви и сегодня использовались не по назначению.

Прозвучали на этой встрече и «крамольные» по тем временам предложения об открытии воскресных школ, строительстве новых храмов и даже монастырей. Беседу в основном вел Ю.Ф.Горячев, делая пометки на бумаге, партийное же начальство помалкивало – явно чувствовалось, что этот разговор для них – вынужденная необходимость, простая формальность. «Мели, Емеля, – твоя неделя!» – высказался по окончании встречи кто-то из них, дипломатично дождавшись, когда священнослужители покинут кабинет. И их можно было понять: КПСС была в глубоком кризисе, страна находилась накануне распада, а тут приходилось с попами в бирюльки играть

Два дня проходили в Ульяновске юбилейные торжества – с яркими церковными службами в немногочисленных храмах города и области, с крестным ходом, с выставками в художественном и краеведческом музеях, с песнопениями в главных концертных залах, – затем гости разъехались по домам, оставив ульяновских священнослужителей и их прихожан наедине со своими проблемами. Задержался лишь владыка Прокл: как выяснилось, с ульяновским игуменом Никоном их связывала давняя дружба – хотел погостить у него несколько дней, но судьба распорядилась так, что остался надолго. Уже в качестве архипастыря вновь образованной Ульяновской епархии.

3. Владыка благословил…

В январе 2001 года известный ульяновский священник отец Алексий Скала отслужил торжественный молебен по случаю вступления в должность нового Главы администрации области генерала В.А.Шаманова. В здании бывшего обкома КПСС, нынешней губернаторской резиденции, он окропил святой водой актовый зал и кабинет первого лица региона. Изгонял ли он оттуда бесов, расплодившихся здесь за время правления коммунистов и предыдущего «красного» губернатора Ю.Ф.Горячева, или действовал из конъюнктурных соображений – дескать, с сильными мира сего всегда полезно иметь хорошие отношения, – об этом знает лишь сам святой отец, и честь и хвала ему, если делал он это из своих религиозных убеждений.

Жаль, что все напоминало театральное представление, вроде того – помните? – когда первые лица государства со свечечками в руках присутствовали на великих православных праздниках с непременно прямой трансляцией по телевидению. Напоминало это действо и те романтические демократические времена, когда отец Алексий, вознамерившись воссоздать главный собор Симбирска, обратился к Папе Римскому с просьбой о пожертвовании средств, чем вызвал немилость как владыки Прокла, не дававшего на это своего благословения, так и патриарха Алексия, который, как известно, не очень жалует главу католиков.

На этот раз от владыки Прокла, судя по всему, благословение было получено. Мало того, сам Его высокопреосвященство полгода спустя в одном из интервью, выражая благодарность новому губернатору за внимание к церковным проблемам, высказался кстати, и о том, что с предыдущей администрацией ульяновские священнослужители трудно находили общий язык, что отношения с бывшим губернатором Ю.Ф.Горячевым были далеко не самыми лучшими. А поводом для этого интервью послужил факт возвращения епархии бывшей церковной собственности – небольшого зданьица, в котором располагались в последние годы курсы повышения квалификации работников культуры.

И опять-таки от этого действа повеяло все той же политической конъюнктурой, замешанной на переделе собственности, меркантильных интересах и личных амбициях!

4. …И что получилось

Конечно, можно понять владыку Прокла, когда он в стремлении как можно полнее и эффективнее решить проблемы церкви, обращается за помощью к власть имущим, наделяя их порой несвойственными им достоинствами, дает как бы аванс на будущее – в надежде, что это аванс со временем вернется сторицей. Но и упрекая прежнего губернатора в том, что он обделял вниманием церковь, владыка также был не совсем прав. Не в те ли годы в Ульяновске и области были построены и восстановлены десятки новых храмов, два монастыря – мужской и женский? Был восстановлен Симбирский некрополь на ул.К.Маркса. И внимание к церковным проблемам со стороны прежней администрации было самым, что ни на есть, искренним. Вот разве что опыт создания воскресных школ не прижился – так, наверное, общество еще не готово к этому. Утраченные иконы из Дома-музея В.И.Ленина – пустяк по сравнению с тем, что потеряли все мы, отвернувшись от церкви, но и возвратится в ее лоно предстоит не так вот сразу и далеко не всем. Кстати, и иконы в Дом-музей Ленина, как вспоминал Ю.Ф.Горячев, определить на место оказалось не так-то просто: вопрос решался чуть не на уровне ЦК КПСС.

Так что, сделано было немало. Многотрудными, кстати, усилиями и самого владыки Прокла. Но и при активной поддержке прежнего губернатора, – он разве что со свечечкой в церкви не стоял, не рисовался перед избирателями. Кстати, именно в период «правления» Ю.Ф.Горячева архиепископ Симбирский и Мелекесский обзавелся достойной его сана резиденцией – знаменитым домом Сачкова по ул. Л.Толстого.

А в каком объеме возвратил данный ему церковью нравственный аванс нынешний губернатор Шаманов, оправдал ли он надежды ульяновских священнослужителей?

Германовская церковь так и не стала главным кафедральным собором Ульяновска, хотя официально и была оформлена как собственность епархии. Как был в этом здании облгосархив, так и остался. Хотя времени было вполне достаточно, чтобы переселить его. Можно было вместо пресловутого Ледового дворца построить новое здание для архива, а храмовое здание освободить для ее прямого предназначения.

Остались во владении прежних хозяев и другие церковные объекты – бывшие здания духовной семинарии по ул.Гончарова, епархиального училища по ул.К.Либкнехта, женского епархиального училища и т.д.

Недавно губернатор подписал распоряжении о строительстве в центре Ульяновска, на месте прежней Никольской церкви нового собора – наподобие Троицкого. Дело вроде бы благое для верующих, но закрадываются сомнения – реален ли этот проект? Не успела молва донести эту весть до населения, как десятки ученых краеведов и специалистов запротестовали против предполагаемого строительства, ссылаясь кто – на историческую справедливость, кто – на оползни, характерные для Венца. Некоторые ульяновцы вообще предположили, что решение о строительстве храма было принято из чисто популистских соображений – в преддверии, дескать, губернаторских выборов. А будет ли он построен или нет – бабушка надвое сказала!

Так что, возвращать долги церкви предстоит, похоже, следующему губернатору.