Мы продолжаем обсуждение статьи Сергея Герасимова «Момент истины» – об объединении всех оппозиционных сил региона в преддверии декабрьских выборов. Наш собеседник – бывший губернатор Юрий Горячев, ныне глава одноименного фонда и блока «Народ за Фролыча»

– Юрий Фролович, каков ваш взгляд на отставку нынешним губернатором Владимиром Шамановым своей команды?

– По-моему, всем здравомыслящим людям, особенно тем, кто когда-нибудь занимался управлением, понятно, что со стороны губернатора Шаманова это пиаровский, предвыборный ход. А обращение ко всем политическим и общественным силам о делегировании своих представителей в состав своей администрации, или с просьбой – посоветовать, что ему делать, – это второй его ход. На все эти ходы моя позиция отрицательная и четкая: если хотел навести порядок в области, зачем разрушил то, что до него было создано и уже прижилось. Почему не спросил совета у сведущих людей? Неужели господа Пиорунский и Ильинский знали обстановку в области лучше, чем люди, которые работали в прошлой администрации?

Но главное, о чем хотелось бы спросить губернатора Шаманова – так ли уж необходимо было разрушать действующую в мое время продовольственную систему обеспечения жителей Ульяновской области местными продуктами. Ведь у нас было все свое: мясо, молоко, масло – сливочное и растительное, макароны и многое другое. Сегодня на рынок пойдешь и увидишь, к примеру, яйца – по 26 рублей, потому как они челябинские и тюменские. Производство же своих яиц сократилось наполовину. На днях возвращался я из Димитровграда, так по всей трассе стоят люди и продают живых кур – обесточили птицефабрику.

Так вот, в самом начале своей деятельности Шаманову надо было спрашивать – что и как. Теперь же, когда до выборов осталось полгода, ты сам, губернатор, действуй и отвечай за свои действия тоже сам! А так, я считаю, действия сегодняшней власти в регионе похожи на предсмертные судороги.

– О какой же прежней разрухе постоянно твердила команда Шаманова? Что за «тяжелое наследство» она приняла от прежней администрации?

– А мне это и самому было удивительно слышать. Какая разруха? Все работало, и мы все могли дотировать – и продукты питания, и тарифы. Хорошо, сняла нынешняя администрация дотации, дала зеленую улицу «свободному» рынку, ну, и где деньги? Хлеб-то в цене как сегодня вырос, а мы когда его дотировали, денег из бюджета не брали. У нас действовали тогда хорошо отработанные взаимоотношения по схеме: администрация – хозяйства, в середине – переработка. И прибыль, которую переработка получала, она перераспределялась в пользу поддержки населения и в пользу сельхозпроизводителя. Вот и все! Было сложно, и это надо было уметь делать, это очень кропотливая работа. Но ее же делали.

Я не понимаю, зачем надо было из меня, бывшего губернатора, врага делать? Надо было ту работу, которую мы начали с Москвой по вопросам жизнеобеспечения Ульяновской области, продолжить. Для того, чтобы прожить, областной бюджет надо в корне менять. На одно только отопление необходимо три миллиарда рублей. Мы же и понятия не имели, что такое нехватка, к примеру, мазута и угля – мы ехали в Москву и защищали бюджет. Все это оставалось за строкой, потому как все это, в свою очередь, защищали министерства коммунального хозяйства и энергетики. И все у нас было по плану. А в ельцинские времена все эти функции у министерств изъяли и, что называется, «подвесили» регионы. Такие, как Татарстан и Самара, где есть нефть и другие ресурсы, выживают. А нам труднее. В этих условиях и необходимо было правильно выстроить взаимоотношения с Центром. И новой администрации нужно было, по логике, с самого начала эту работу продолжать. А они взялись обвинять во всех грехах Горячева и рушить его «плохую» систему, которая долгие годы всех кормила и обогревала.

Ну, и к чему мы пришли в результате? Сегодня у нашей области только за первый квартал долгов 500 миллионов рублей. И зачем надо было подписывать с Чубайсом этот кабальный договор – да долги были, но их и спишут, никуда не денутся. Я всегда жесткую, в этом отношении, позицию занимал. Часто, выступая в Совете Федерации, заявлял о том, что при формировании бюджета необходимо считать все материально-энергетические затраты. А мы только прописываем зарплату учителям и что-то подобное, а главные строки по нулям – так не должно быть!

Вся шумиха о «тяжелом наследстве» Горячева была поднята специально, чтобы отвлечь внимание населения от главного – увода финансов и собственности за пределы региона. Но настораживает другое: «варяги» уйдут, но все же эти «уводы» делались руками местных чиновников и управленцев, как они потом будут в глаза смотреть своим землякам? Я не называю фамилий и конкретных людей – этих «героев» ульяновцы уже давно приметили. Уверен, кстати, что большинство из них останется на своих постах, несмотря на громкие заявления о том, что Шаманову нужны новые кадры…

– А как вы относитесь к идее объединения всех оппозиционных сил с целью – определиться и поддержать общих кандидатов на предстоящих в декабре выборах?

– Считаю, что это очень своевременная идея. Кто-то из журналистов меня недавно спросил: дескать, почему я не подготовил себе приемника? Был приемник – в свое время С.Рябухина к этому готовили. Если бы он был тверже в своих позициях и никого со стороны не слушал, сейчас бы и был губернатором. Поэтому, единственное, что сейчас можно сделать, если мы хотим изменений и облегчить жизнь ульяновцев, это объединить нам всем свои усилия и программы, забыть все политические разногласия и амбиции с одной целью – спасти Ульяновскую область. Я – за единую кандидатуру и готов всячески этому человеку помогать – что надо делать, что не надо, что правильно, что нет. Представители политических партий и движений к нам сейчас приходят и консультации уже идут. И все сходятся в едином мнении: отставка Шамановым своего правительства и обращение к оппозиции – это, ни много, ни мало, попытка ее, оппозицию, разбить. Но он опоздал, оппозиция созрела и где-то в конце мая, начале июня, мы все сядем за один круглый стол и будем договариваться.

– А это реально? Ведь сколько лет у лидеров местных партий и движений политическая разноголосица и амбициозность?

– Вполне реально. Это все возможно, если все будут выступать, прежде всего, в интересах всех ульяновцев, а не в своих собственных.

– Вы, Юрий Фролович, часто ездите по районам области, встречаетесь и разговариваете с разными людьми – как вы думаете, какую программу по выходу региона из кризиса они ждут?

– Да, никакой программы им не надо! В то время, когда никто не сеет и не пашет, сегодня просто надо конкретно помочь им. К примеру, посчитать, сколько коров на частном подворье, какое количество зерна и фуража необходимо на прокорм скота, и выделить через бюджет средства на это. Конечно, с обязательным возвратом. Сказать людям: мы даем деньги, восстанавливаем разрушенное хозяйство, вы наращивайте обороты и постепенно расплачивайтесь. Это первое. Во-вторых, должна быть сохранена и восстановлена социальная сфера. За нее, кстати, меня и попрекали нынешние областные власти – понастроил, дескать, больниц и школ на селе. Да, понастроил – и горжусь этим!

Третье. Необходимо спросить с руководителей, начиная с сельских, почему они думают о своем кармане, а не о людях? Ведь, почему многие главы районов поддержали приход сегодняшней команды Шаманова? Да я им не давал просто развернуться в свое личное удовольствие. Вот, к примеру, в Старой Кулатке глава как развернулся – молокозавод и хлебозавод в собственности имеет. Гришин – глава Ульяновского района, ведь сколько лет вместе проработали, теперь он владелец заправок и много чего еще. Им, нынешняя власть, за лояльность дала полную свободу, и они заняты своим карманом и не думают о людях, которые там живут.

Мы в феврале 2000 года разработали концепцию повышения уровня жизни населения Ульяновской области, в которой все было четко расписано. Начали ее претворять. Так «варяги» хотя бы почитали ее, но, видно, не за тем сюда приехали. Это, собственно, главные вопросы для села. В городе же надо срочно решать проблемы с горячей водой, с теплом и, конечно же, с коммунальными тарифами.

– Вы затронули проблему ответственности руководителей. Но практически все они – и здесь, и на селе – уже «чужие», приезжие, которым как-то и не до нашего населения, у них одна задача – прибрать к рукам оставшееся и сохранить власть…

– Это точно. Их необходимо потихоньку, так сказать, «выкуривать» отсюда. Вот, когда будем объединяться и разговаривать, этот вопрос должен стать одним из главных. Сейчас очень активизируется у нас самарский объединенный «капитал», его представители и делегации уже были здесь – тоже смотрят, на кого на выборах ставить, кого продвинуть, что еще прибрать. Димитровград, считай, уже «взяли». В Ульяновске пока кое-что еще осталось. Недавно я был в Белом Яре, смотрю – Дунаев это взял, это взял. Ну, зачем Шаманов отдал эти санатории и дома отдыха? Мы же специально их сохраняли для народа, в них и цены на путевки были «народными». И где все это?

Поэтому, для того, чтобы опять не запустить к нам «варягов» не только из Москвы, но и из Самары, из других мест, надо всем нам объединяться, независимо от политических разногласий, независимо, кто за какой путь развития стоит, – это все одни разговоры и сотрясение воздуха. Область спасать надо – вот что главное!

– За сегодняшней властью Шаманова, вы сами отметили это, стоят серьезные силы и финансовые потоки. Сможет ли, объединившись, наша оппозиция противостоять им и взять власть в свои руки?

– Прежде всего, народ меняет власть на выборах. От него многое будет зависеть. Другое дело, хоть у нас и сильная оппозиция, но договоримся ли мы о единых кандидатах на посты мэра, губернатора, в депутаты Госдумы и городской Думы – это сложный вопрос. У каждого из нас сейчас свой интерес, и их следует объединить в один. Если это не удастся сделать, то нам будет предстоять очень сложная борьба. На это, кстати, и рассчитаны сейчас все шамановские пиарходы.

– Скажите, а вот название вашего блока «Народ за Фролыча» – это что, призыв к объединению вокруг личности или какой-то системы?

– Да, как хотите, так и считайте. У меня всегда одна система была – жить и работать для простых людей. Все для человека – принцип, которого я всегда придерживался в своей работе. Говорят, что я, будучи губернатором, тормозил развитие экономики, был человеком из «прошлого». Но вот последние четыре года показали другой стиль руководства областью, и что хорошего? Вместо развития – разруха, вместо инвестиций – «уход» средств и собственности москвичам и самарцам. Вы посмотрите, местный бизнес разрушен, а предприниматели просто сбежали отсюда. Почему? Потому что сейчас в Ульяновской области все крутиться в интересах узкого круга лиц.

Должен признаться, без помощи власти люди не выживут. Она должна дать народу уверенность в завтрашнем дне и будущем.Поэтому нынешнюю власть нужно менять.