1. Что хорошо для Форда…

Экономика Ульяновской области больна. Она больна уже давно и многие считают, что безнадежно. На самом же деле шанс на выздоровление все-таки есть.

Но прежде – о причинах ее болезни.

Политика, говорят, – концентрированное выражение экономики. У нас же в области все наоборот: управленцы-хозяйственники все как один видят себя не менеджерами, а политиками. Если на процветающем Западе действует принцип: «Что хорошо для Форда, то хорошо для Америки», то у нас – что хорошо для «Авиастара», УАЗа, моторного завода, «Милана», хладокомбината, сахарного завода, «Растмасла», ликеро-водочных предприятий и других – плохо для отдельных деятелей из «политической элиты».

«Политическая элита» не зря поставлена в кавычки. Ибо соответствия-то этого выражения в окружающей нас действительности нет, как нет. Ведь всей этой «элите» после оценки проводимой ею политики, каковую дал ей на прошедших выборах народ, надо бы самой быстренько уйти с политической сцены. Потому что ее, «элиту», фактически освистали, и не замечать этого просто глупо. Или, скажем, объявить войну Японии и через сутки, а то и через час сдать область на милость победителю, – хуже уже точно не будет…

2. Менять

экономическую политику

Если мне кто-то скажет, что все, сказанное выше о Форде и Америке, не верно, то пусть постарается привести доводы против. А если правильно, то рецепт может быть только один – нужно в корне менять экономическую политику! Кто скажет, что если УАЗ, «Володарка», «Авиастар», моторный завод, УЗТС, молочные заводы и другие предприятия будут развиваться, увеличивать объемы производства, то нам, гражданам Ульяновской области, от этого будет плохо? Никто не скажет. Таких глупцов, думаю, нет. Но… Никто такого не говорит, но промышленность душат. Перечень «добрых дел», руководства разного уровня за последние 15 лет займет много места. В действительности же перечень добрых дел, наверное, уместится на одной страничке. Экономика многих предприятий разрушилась и продолжает разрушаться. Чем? Политикой. Слава богу, не всегда это получается, иначе, где бы мы все сегодня были! Хотя и то место, где мы сейчас находимся, приличным словом не назовешь.

У нас поистине особенная область. В Ульяновске до сих пор не избран депутат Госдумы, мы позже всех в России приняли бюджет, у нас почти нет представителей города в областном Законодательном собрании. Только у нас строят дворцы, не дав тепла в хижины, только в нашем городе ЦУМ продают по цене двух десятков средних квартир, – за 19 миллионов при реальной цене почти на порядок больше. Где, кроме Ульяновска, торговая сеть по политическим мотивам отказывается от продажи товаров местных производителей? У нас боссы от политики могут взять деньги у предпринимателей, а потом не отдать, у нас могут не позволять печатать тиражи газет, где пишут «не те» и «не так». У нас могут «душить» предприятия, где работают «не те» (со своим мнением) руководители. А еще у нас могут щедро тратить деньги на самолюбование в газетах и экранах, в то время, когда не хватает элементарных лекарств и необходимого оборудования в больницах. Или довести до состояния сарая «Дом чая», лишь бы не отдать его «не тому» арендатору. И еще много чего у нас происходит из того, что происходить не должно, и, казалось бы, не может по определению. А все это допускаем, позволяем делать мы с вами, дорогие граждане Ульяновской области! Значит, мы всего этого и заслуживаем?Такой жизни, когда наши общие деньги расходуются на газетные портреты «любимых и дорогих» руководителей и жизнеописания их текущей работы, а не на тепло и свет, хотя без их портретов мы жить сможем точно, а вот без тепла и света – вряд ли.

И пока мы не поймем, что все в нашем общем доме зависит от нас – мы и дальше будем жить так. Вылечить себя и регион мы можем только сами. А для этого мы сами себе должны поставить диагноз, пусть даже и жестокий, но единственно правильный. Мы должны себе сказать, что мы больны апатией, неверием, ложными заблуждениями и, самое главное, позволяем себя лечить тем, кого нельзя было допускать к нам на пушечный выстрел. Тех, кто лечит нас тощих, изможденных, замерзших и голодных сказками на ночь. Вылечить мы себя сможем только операцией – убрать главную раковую опухоль в политическом организме нашей области, а с ней – и все метастазы (ведь когда убирают только метастазы – опухоль растет еще быстрее). И у нас будет скоро такая возможность. Давайте выздоравливать, здоровья нам всем!

3. И все же вернемся к причинам

Любая экономика – области, предприятия, организации основывается на бюджете. Бюджет состоит из двух частей – доходной и расходной. Если доходная часть больше, то бюджет с профицитом, если расходная больше – говорят о дефиците бюджета.

Чем сегодня бюджет Ульяновской области отличается от бюджета страны? Тем, что в России бюджет профицитный, – страна зарабатывает больше, чем тратит. А в Ульяновской области – дефицит бюджета, и мы тратим, или, точнее, собираемся потратить больше, чем заработаем. А поскольку руководство области тратить хочет, а зарабатывать для области не умеет (вот для себя-то, как раз, умеет – на квартиры, машины, загранпоездки), то это самое руководство обращается к руководству страны – дайте, дескать, денег! А оттуда, в свою очередь, вопрос – сколько можно!?

Ответ у наших просителей простой – сколько нужно, столько и можно. А сколько нужно? На это внятно пока никто еще не ответил – аппетиты чиновников непомерны. А ведь именно с этого ответа и надо начинать. Определить, какую сумму нам нужно, и честно, без дураков, назвать ее. По минимуму. Сколько нужно на зарплаты бюджетникам, исключая «мертвых душ» и бездельников из числа не окупающих себя чиновников. На отопление, ГВС, освещение, экологию, защиту правопорядка, здоровья, исполнение федеральных законов и прочие необходимые дела.

А потом посмотреть, сколько мы зарабатываем сами и сколько нам должно правительство для исполнения законов, которые принимает наша единая и могучая «новая КПСС».

4. Не только тратить,

а зарабатывать

Практика оздоровления предприятий показывает, что первые значительные положительные результаты уже приносит вдумчивая работа с расходной частью бюджета. Более значительные положительные сдвиги приносит, конечно же, работа с доходной частью, ведь правильно же говорят: «Нужно не только много тратить, нужно больше зарабатывать». А как может бюджет больше зарабатывать, если те, кто отвечает перед нами, гражданами Ульяновской области, за его накопление, ничего для этого не делают?

Они позволяют разрушать бюджетнонаполняющие предприятия – «Симбирскспиртпром», «Авиастар», машзавод, завод «Электромаш» и другие. Они мешают нормально работающим предприятиям – АО «Милан», хладокомбинату, сахарному заводу, «Симбирскмуке», тому же «Растмаслу», внедрив или пытаясь внедрить в их руководство приближенных к себе людей. Они пытались влиять на медленно возвращающиеся к нормальной жизни и работе УАЗ, моторный завод. А нужно не это, нужно помогать. Помогать продавать продукцию своих предприятий (своих, не в личном плане, а в смысле – областных), убирать бюрократические препоны при движении необходимых документов, создавать благоприятную для предпринимательства и бизнеса налоговую ситуацию, питать своевременной информацией, выступать инициаторами и гарантами долгосрочных партнерских отношений внутри области и за ее пределами.

Почему за Лужкова голосуют более 70% москвичей? Он далеко не идеален. Но будучи далеко не бедным человеком, достаточно много делает не только для своего близкого окружения, но и для рядовых москвичей.

5. Оценивать

собственные действия

Думать об интересах области, делать все для этого, находить возможности договариваться, невзирая на личные отношения, пытаться услышать оппонента, оценивать собственные действия и постараться исправить ошибки – так и только так должен, на мой взгляд, действовать глава региона.

Нужно постараться объединить все сильное, полезное, что есть в наших людях, добившихся реальных успехов в нашей области, и сделать так, чтоб это шло на пользу региона, города и им тоже.

Я уверен, что в этом случае мы сумеем зарабатывать больше, терять намного меньше и просить у федеральной власти не «рыбу», а «удочку».

Бюджет Ульяновской области не может жить изолированно. Бюджетные отношения с федеральным центром, правительством и муниципальными образованиями – городами Ульяновском, Димитровградом и другими должны работать в одной системе, а для этого необходимо то, что лежит в основе партнерских отношений, – доверие. Эти отношения не должны находиться под влиянием чьих-либо амбиций или превалирования интересов, здесь нужен только компромиссный путь. Путь взаимопонимания и взаимоуважения. Совет, взаимная поддержка и единство цели по осуществлению нормальной жизни для населения обязаны присутствовать во взаимодействии глав области и городов, находящихся на ее территории. И иного быть не должно.

Согласованная позиция и в отношениях с федеральным центром – залог успеха в эффективном решении наболевших вопросов и застарелых проблем. Да, путь переговоров долог и труден, но по нему нужно идти – жаль, что этому, видимо, не учили военных и правоохранительных начальников, которые сегодня оказались во главе некоторых регионов. И, может, как раз в этом и находится корень зла?

Я думаю, что застарелые наши бюджетные болезни можно вылечить, и у нас нет другого пути, мы должны будем следовать основному врачебному правилу: «Не навреди”.