История с аудитом по проверке ульяновского ЖКХ напоминает заранее отрежиссированный спектакль

6 мая на заседании Ульяновской городской Думы произошло событие, которое, с одной стороны – ошеломило горожан, с другой – вызвало неподдельную радость у представителей исполнительной власти города. Событие это есть не что иное, как оглашение аудиторами самарской аудиторской фирмы “Регул ОЛЕВ” предварительных итогов проведенной ими по заказу городских законодателей проверки тарифов на услуги ЖКХ. Оказывается, ульяновцы платят за эти самые услуги недопустимо мало – всего 30-50 процентов от себестоимости! Именно таков был итог самарских аудиторов.

ХОРОШАЯ МИНА ПРИ ПЛОХОЙ ИГРЕ

«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» – говорится в русской поговорке. И те, кто видел откровенно радостные лица городских чиновников, готовых (как заместитель мэра Сергей Гигирев) выразить самарским аудиторам благодарность за такие результаты их работы, возможно, вспомнил именно ее. Ибо чиновники не скрывали своего удовлетворения, – победа в многомесячных препираниях с депутатами, в долгих трениях с прокуратурой и (хотя и задним числом) в судебных тяжбах по поводу тарифов на “коммуналку” шестого мая досталась им. И иные руководители ЖКХ уже тогда предлагали, не откладывая дела в долгий ящик, поднять тарифы до 100 процентов от себестоимости услуг.

А заказывавшим аудиторскую проверку депутатам оставалось только изображать состояние изумления.

12 мая первый заместитель мэра Анатолий Васильев на созванной им пресс-конференции заявил, что теперь квартплата для ульяновцев поднимется более, чем вдвое, и уже через два дня депутаты Гордумы с какой-то подозрительной готовностью приняли решение такое решение, повысив тарифы на услуги до 90 процентов от их себестоимости! И кого после этого успокоит заявление Думы о том, что если до 20 июня в квартирах горожан не появится горячей воды, то ее решение будет считаться недействительным? Ведь на уже упомянутой пресс-конференции 12 мая журналистам было прямо заявлено, что горячего водоснабжения не будет все лето! Депутаты, выходит, знали это, и “грозное” заявление было сделано, похоже, только для того, чтобы сохранить, что называется, хорошую мину при плохой игре?

Создается впечатление, что многое в этой истории с аудитом похоже на заранее отрежиссированный спектакль. Достаточно сказать, что именно Дума решила заплатить дотоле никому не известному ООО “Регул ОЛЕВ” за проведение аудита 1 млн. 185 тысяч рублей. И именно официальная городская пресса на все лады расхваливала опыт и умение сотрудников этого ООО в нелегком аудиторском деле. А отсюда, извините, напрашивается вывод, что оплачен думцами был именно такой результат проверки! Потому, наверное, и тарифы повысили почти мгновенно, и перепроверять аудиторов никто не кинулся.

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Итак, не является ли этот аудит лишь малой частью какого-то куда большего, но не заметного со стороны действа? Кто привел в Ульяновск именно этих аудиторов, и почему именно из Самары? Какова истинная причина их появления в нашем городе и не лежит ли она гораздо глубже, чем трубы городского водопровода? И кто, или что, наконец, является настоящей мишенью результатов работы “Регул ОЛЕВ”?

Официальные ответы на эти вопросы ничего не прояснят. Вам скажут, что проверку тарифов на услуги ЖКХ заказала городская Дума. Она же вела переговоры с названным ООО. Результаты? Ну, что ж, промашка вышла: целились в мэрию и ЖКХ, а попали в горожан, – у нас и не такое случается. Поэтому мы, воспользовавшись правилом “ищи, кому выгодно”, попытаемся дать свои версии ответов.

Первым, кого устраивают именно такие результаты аудита, является мэр Ульяновска Павел Романенко, из-за которого (в смысле незаконного повышения тем тарифов на услуги ЖКХ), по большому счету, и была затеяна проверка. Интересная позиция: хотели вроде бы дать мэру по рукам, а на самом деле – их развязали! Вам не кажется это странным?

Уже извлекла свою выгоду из завершившейся аудиторской проверки и администрация области. Губернатор Владимир Шаманов “урезал” расходную статью областного бюджета, направленную на финансирование городского ЖКХ, на 30 миллионов рублей (зачем финансировать, если ульяновцы теперь последнее с себя снимут, лишь бы за квартиру уплатить?). Причем, сделал он это еще до оглашения результатов аудита, что вполне позволяет отнести его к числу людей, входящих в “режиссерскую группу” (как, собственно, и Романенко).

Назовем еще одно, на наш взгляд, очень заинтересованное в происшедшем (и наступивших последствиях) лицо – Анатолий Чубайс. Вот кто получает выгоду несомненную! Причем, и финансовую, и политическую. Ведь результаты аудиторской проверки и грянувшее вслед за ней повышение тарифов на услуги ЖКХ в Ульяновске играют, в первую очередь, на укрепление его империи, именуемой РАО ЕЭС! И именно Чубайс (или его люди) является, скорее всего автором сценария и режиссером спектакля с аудитом. Не случайно же, аудиторы не коснулись себестоимости горячей воды и отопления, поставляемых горожанам энергетиками “Ульяновскэнерго”! Именно к Чубайсу ездили договариваться об отсрочке платежей энергетикам губернатор Шаманов и мэр Романенко в апреле этого года. Кое-кто из местных аналитиков высказывал тогда предположение, что в штаб-квартире РАО ЕЭС перечисленная троица обсуждала план “коммунальной капитуляции” города и региона. И что интересно: официальные лица обладминистрации и подконтрольная им пресса на этот счет смолчали.

В апреле Шаманов и Романенко никаких поблажек от Чубайса не получили. А в мае Ульяновск Чубайсу, и впрямь, сдали! Выходит, правы были журналисты? И мы, получается, не зря записали губернатора и мэра в число “сорежиссеров”?

Но на Анатолия Борисовича, похоже, замыкается не только чисто энергетико-финансовая составляющая всей этой истории. Скорее всего, контролируется им и процесс, который мы назовем

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ЧУБАЙС?

Ни для кого не секрет, что интересы самарских политиков и бизнесменов все глубже и глубже укореняются на ульяновской земле. И экономика соседнего региона получает от нас через это немалую подпитку. Судите сами. Местные предприниматели, занятые, скажем, в лесной промышленности, давно вслух говорят, что самарцы их заметно теснят. Побывайте хотя бы на дровяном рынке в Сызрани (большинство груженых дровами ЗиЛов и КАМАЗов там – с ульяновским лесом) – и вы поймете, что это не пустые слова. Активно вывозится из нашей области в Самару и молоко, и мясо, и зерно. Но и это еще не все. В районах области ушлые самарские ребята уже скупают предприятия молочной и перерабатывающей промышленности, активно внедряются в сферу торговли. А уж про Димитровград и говорить нечего – он буквально “оккупирован” самарцами, и мало кто удивляется тому, что тамошний мэр Морозов гораздо более лоялен к самарскому губернатору Титову, чем к Шаманову. Да и успехи его в части содержания города едва ли не в образцовом порядке выглядят на общем ульяновском фоне как-то уж слишком. А ежегодные премии в виде золотых пластинок, коими ежегодно “балует” выдающихся димитровградцев господин Морозов, чем объяснить, если не самарской подпиткой? И потом, кому, как не самарцам обязаны своим появлением сепаратистские настроения среди населения города атомщиков, выражающиеся в желании и готовности присоединиться к Самаре?

Димитровградская пресса воспевает Морозова, как яркого хозяйственника. А вот губернатор наш почему-то к нему поостыл, хотя, помнится, тоже называл Димитровград лучшим городом области. Почему, спрашивается? Уж не потому ли, что поведут самарцы Морозова в декабре этого года на губернаторские выборы, или, как минимум, постараются усадить его на место Романенко? Говорить о том, что это нереально, нельзя уже потому, что мэром Новоульяновска в свое время стал один из заметных чиновников Димитровграда – господин Малиновский. А тут еще и тарифы подскочили до небес, что значительно увеличивает шансы любого, кто выдвинется на выборах против Владимира Анатольевича или Павла Михайловича.

“Какая связь между тарифами на “коммуналку” и какой-то там самарской экспансией?” – спросите вы? А давайте рассмотрим такую вот цепочку: Бударин – Аветисян – Чубайс. Первый самарец – заместитель губернатора Шаманова по части ТЭК (к тому же еще и главный идеолог его политики). Второй – самарец же, бывший руководитель СМУЭК (Самарской межрегиональной энергетической компании), являющейся посредником между РАО ЕЭС и регионами, и, по сути, проводником политики Чубайса. Третье звено цепочки вам известно. А теперь скажите, может ли Александр Бударин, находясь в такой “сцепке”, делающей его для Шаманова одинаково незаменимым и неуязвимым, лоббировать у нас в области интересы Самары? Можете не отвечать. Как можете не говорить, насколько возможна и реальна связь (или даже прямая зависимость) самарского аудиторского ООО “Регул ОЛЕВ” с тем же СМУЭК и – опосредованно – с самим Чубайсом. Потому, что если такую связь признать, то и аудиторская проверка, и повышение квартплаты в Ульяновске окажутся частью этой самой самарской экспансии, за которой, хотя и в отдалении, но, похоже, все-таки маячит РАО ЕЭС и его глава.

Да, сегодня Самара прибирает нашу область (а что ее, безхозную, не прибрать-то?) к своим рукам, что называется, тихой сапой. Завтра, допустим, внедрит к нам “своего” губернатора (самарские замы у Шаманова уже и до Бударина бывали), а послезавтра мы “сами” попросим Путина присоединить нашу область к Самарской. Поскольку работы у нас нет, зарплаты низкие, а тарифы высокие. И превратится Ульяновск в уездный городишко типа Сызрани.

А теперь вспомним о давно муссируемых в российской прессе разговорах об укрупнении регионов. Процесс этот медленно, но пошел, – прецеденты уже есть – Пермский край. Может быть, Ульяновская область на очереди? Чубайс – стратег известный, он однажды уже решал судьбу огромной страны, разменяв ее собственность на пресловутые ваучеры. И кто поручится, что и за самарским внедрением на ульяновскую территорию не стоит, в конечном итоге, он?