Зачем идете
в горы вы?
Москва говорит об этом спокойно и взвешенно. Да, трагедия, да жалко людей, но это горы, здесь «вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной…». Это опасно, но как раз опасность-то и зовет, она-то и манит в горы настоящих спортсменов. И они сознательно идут иногда заведомо на смертельный маршрут…
Эльбрус, конечно, не Эверест, так себе горка. Туда даже наши «уазики» ухитрялись подняться. На мотоциклах доставали вершину. Для профессионала Эльбрус – так, тренировочный полигон. Это и плохо. Спортсмены наши даже не зарегистрировали свой маршрут. И это значит, что спасательные службы Кавказа за них ответственности не несут.
Когда-то мне приходилось работать в Сибири и бывать в наикрасивейшей Горной Шории. Там горушки вообще ростом «маленькие» – меньше двух тысяч метров. Зато снега на склонах накапливалось по три, а то и по пять метров. Стоит чихнуть, и пошла лавина. Попавшиеся ей на пути поезда она разбрасывала легче, чем танк – штакетник. Рельсы в узел завязывала.
Про это местные жители хорошо знали. А туристы, приезжавшие со всех концов тогдашнего Союза, смотрели на сопки с вершин покоренного Эвереста. В контрольно-спасательную службу тоже не заходили и маршрут свой не регистрировали. …Потом многих искали, десятки людей поднимали, вертолеты и прочую технику задействовали. И знаете, что было, когда находили?
Раз маршрут не зарегистрировал, считай, хулиганил на свой страх и риск, все расходы на поиски – за счет родственников. Очень большие деньги платить приходилось, да…
Политические
кульбиты
Впрочем, отвлекся я, не об этом говорить начинал. Повторяю, невыносимо жалко погибших туристов.
Но еще невыносимей наблюдать политические кульбиты и танцы на месте трагедии.
Боже! Как кинулся на Кавказ областной депутат Володарский! Как журналистов набрал в свой багажник! Как снимали они его и показывали. Как говорили о нем и как ему говорить давали! Ну, куда там Сенкевичу или самому Хейердалу. Володарский!!! Сейчас найдет и поможет…
Хотя что можно найти на обочине дороги, от которой даже Эльбруса не видно.
Впрочем, зачем нашему многословному и многослойному депутату Эльбрус? Зачем ему пропавшие альпинисты? Он себя показать ехал. Обозначил, что называется, присутствие. И, как Господь с гор кавказских, указал губернатору Шаманову на отсутствие у альпинистов спутникового телефона. А заодно и про воду с отоплением вспомнил. И тарифами напоследок ударил. В общем, в стороне не остался.
Более того, «засветился» рядом с трагедией по полной программе. А чего стесняться! Если не смог помочь альпинистам пропавшим, так хоть ситуацию в своих интересах использовать ухитрился.
Как там у Высоцкого?
«Если парень в горах не “ах”, шаг ступил на ледник и сник, оступился и – в крик… Ты его не брани – гони». Володарского нашего не прогнали. Его просто никуда не пустили. Неумеющего – подальше от дела…
Губернатор, хоть и не полетел на Кавказ (к Буданову так летал!), а с экранов местных телекомпаний тоже не уходил, старательно «доставал» по телефону эмчээсного кавказского генерал-лейтенанта. Как там, мол, погода в горах?
А чего было звонить, если сводки на экранах шли ежечасно и все про одно: погоды нет, поиски не ведутся. Впрочем, если не звонить в присутствии телекамер, то – как себя обозначить?
Понятно, что актерствуешь, несерьезно выглядишь, но и проигрывать Володарскому в начавшемся спектакле губернатор, естественно, не хотел и не мог.
В общем, они в эти скорбные дни друг друга стоили.