Аппаратная реформа администрации президента России в целом завершена, но, как и в аналогичном случае с правительством страны, “остались отдельные упущения”. Правда, если относительно подведомственных структур Михаила Фрадкова глава государства Владимир Путин высказывается на эту тему прямо в телекамеры, то по поводу обитателей кабинетов в Кремле подобной публичности нет и в помине. Тем не менее, очевидная недоработка налицо, а посему, по крайней мере, еще одно новое подразделение в структуре администрации президента не замедлит появиться. Речь идет об “управлении по развитию регионов”.

О том, что Владимир Путин считает большую часть нынешних глав субъектов Федерации лишь временными союзниками-попутчиками, известно давно. В свое время, чтобы добиться их полной лояльности, ему пришлось изменить принцип формирования верхней палаты парламента страны, а также создать институт полномочных полпредов.

По информации источников в Кремле, Владимиром Путиным поставлена четкая задача: в течение второго срока своего президентства создать гарантированно лояльный губернаторский корпус, который не кинется после марта 2008 года играть в собственные политические игры. Выполнить ее поручено заместителю руководителя администрации Владиславу Суркову. И таким образом нынешнее существование блестящего политтехнолога, триумфально проведшего две последние – парламентскую и президентскую – кампании, наполняется привычным смыслом и содержанием.

Формирование нового органа уже началось, но функционировать пока он будет в рабочем порядке, не афишируя факта собственного существования. Предполагается, что за каждым его сотрудником будет закреплено по несколько регионов, сгруппированных по территориальному или экономическому принципу. Изучив предметно ситуацию по своему направлению, им предстоит подобрать ряд кандидатур “преемников” для высочайшего согласования. В итоге и определятся “фавориты”, на поддержку которых Кремль бросит все имеющиеся ресурсы: от компрометации и выдавливания действующих губернаторов до финансирования персональных агитационных кампаний.

Первые конкретные результаты этой своей деятельности Владислав Сурков должен будет доложить уже к следующему январю. На решение же задачи в принципе ему отведено аккурат два года, чтобы Кремль мог с закрепленными тылами спокойно входить в очередной цикл выборов Государственной Думы и президента. Таким образом, отрабатывать технологию замены действующих провинциальных элит “управлению развития регионов” в ближайшей перспективе предстоит на республиках Хакасия и Марий-Эл, Хабаровском крае, Астраханской, Брянской, Волгоградской, Курганской, Камчатской, Псковской и Ульяновской областях, а также в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе.

На примере Саратовской области в данном случае отрабатывалась технология отстранения губернаторов. И, по некоторым сведениям, в скором времени аналогичных действий со стороны “компетентных органов” можно ожидать также в отношении столичного градоначальника Юрия Лужкова и главы республики Башкортостан Муртазы Рахимова, которые вообще переизбрались лишь в конце минувшего года.

Резонный вопрос в этом плане: на кого конкретно будут менять действующих губернаторов? Ответить на него – это, пожалуй, даже более актуальная задача для сотрудников создающегося управления, чем скомпрометировать имеющихся глав регионов. Кадровый голод в рядах окружения президента точно так же общеизвестен. По нашим сведениям, каждый раз решаться проблема будет в индивидуальном порядке. Потенциальным резервом рассматриваются кандидатуры и некоторых видных “единороссов”, а также членов оставшегося вне парламента “Союза правых сил”. Больше того, кое-кто из “правых” уже получил конкретное предложение и проявится на ближайших выборах.