Недавно ульяновские самолетостроители передали заказчикам два самолета “АН-124100”. Долгое время эти машины недостроенными стояли в цехе окончательной сборки. На “Авиастаре” говорят, что эти два “Руслана” могут оказаться последними, которые собрали на заводе.
Самый тяжелый
Транспортный самолет “АН-124” “Руслан” был разработан в ОКБ им. Антонова. Первый полет опытного самолета состоялся 26 декабря 1982 года. В принципе самолет делали для ВВС страны, и предназначался он для доставки войск с боевой техникой из тыла на театры военных действий, а также для перевозки крупногабаритных грузов в любую точку земного шара. Самолет применялся во время боевых действий в Афганистане и в районе Персидского залива (для перевозки зенитно-ракетного комплекса “Патриот”).
Как только “Авиастар” встал на ноги, “Русланы” стали выпускать на нем серийно. Приблизительная стоимость самолета – около 70 млн долларов. Именно на ульяновском предприятии исключительно для коммерческих грузовых перевозок был создан модифицированный вариант “Руслана” – самолет “АН-124-100”. 16 июня 1991 года состоялся его первый полет.
“Руслан” уникален, и аналогов ему нет в мире.
Максимальная загрузка – 120 т. Но в отдельных случаях допускаются полеты с коммерческой нагрузкой до 150 тонн и максимальным весом 405 тонн. В настоящее время “Русланы” эксплуатируются шестью авиакомпаниями России и Украины. Среди них “ВолгаДнепр”, “Полет”, которые базируются в Ульяновске. С десяток таких самолетов имеют военные. Но, по неофициальной информации, только три из них могут подняться в небо. Один “Руслан” был продан Ливии.
Кстати, на прошлой неделе этот самолет прилетал в Ульяновск за “кукурузниками”.
Доделали последнее
Процесс сборки и производства крылатого гиганта на “Авиастаре” был тщательно отлажен. Вовремя поступали комплектующие, запчасти, металл. Но после разразившегося экономического кризиса и развала отечественной авиапромышленности у “Авиастара” не оказалось средств для сборки таких самолетов. В цехах завода оставались простаивать два недостроенных “Руслана”. Вернее сказать, два фюзеляжа с крыльями. Чтобы довести машины до ума, нужны были немалые деньги, которых не было. Завод худо-бедно мог лишь ремонтировать эксплуатирующиеся “Русланы”.
Лишь год назад авиакомпании “Волга-Днепр” и “Полет”, имеющие в своем арсенале подобные машины, решили на свои средства достроить оставшиеся “Русланы”. Сначала была сдана машина для “Волги-Днепра”, а несколько недель назад собранный “Руслан” передали “Полету”.
На этом выпуск “Русланов” может прекратиться.
По крайней мере так считают многие сотрудники “Авиастара-СП”. Через десять лет, когда ныне действующие лайнеры исчерпают свой ресурс, заменять их будет нечем.
Придется обращаться к зарубежным самолетостроителям, которые предложат нашим перевозчикам “сэконд-хэнд”, что сейчас простаивает на авиарынке в одной из американских пустынь. Там “с рук” рухлядь можно приобрести всего лишь за миллион долларов. Но посредники продадут эти самолеты нашим авиакомпаниям с накруткой за 50 млн долларов. И можно не сомневаться – самолеты купят. Деньги найдутся. Так не выгоднее ли вложить средства в производство отечественных машин, чем покупать бэушные?
Вроде бы авиакомпания “Волга-Днепр” заявила, что готова вложить деньги, чтобы возобновить на “Авиастаре” производство тяжелых машин. Но, как утверждают на заводе, все это на уровне разговоров.
Конкретных предложений на этот счет ульяновским самолетостроителям пока не поступало. Если не найдутся инвесторы или стороны, заинтересованные в строительстве “АН-124”, наша страна лишится уникального самолета, а наших грузовых авиаперевозчиков оттеснят зарубежные коллеги.