Подпись к фото: Главный инженер Сенгилеевского цемзавода Александр Харитонов

Природная красота Сенгилеевского края мало напоминает среднерусскую полосу. «Прямо какой-то кусочек Швейцарии!» – восклицает иной заезжий гость, знакомый с заграницей. Вот только с ситуацией в экономике района подобные сравнения вряд ли возможны. Природные богатства Сенгилея, его предприятия с некоторых пор стали лакомыми кусочками для разного рода мошенников и аферистов. Например, Сенгилеевский цементный завод.

В свое время завод тогда входил в унитарное государственное предприятие «Регионрезерв». Директор этого ОГУП Макаров вместе со своим заместителем Мокеевым создали новую (частную) контору ООО «Регионрезерв–цемент» и передали ей (т.е. самим себе) весь имущественный комплекс Сенгилеевского цементного завода. Оставаясь государственным, завод перешел под крышу частной фирмы. В результате ни самой продукции, ни денежных средств от ее реализации (более 13,5 млн. рублей) государство так и не увидело. В марте 2002 года прокуратурой области по факту злоупотреблений полномочиями руководством ОГУП «Регионрезерв» было возбуждено уголовное дело. Расследование ведется до сих пор. Нужно ли говорить, что овладевшие заводом временщики и не думали развивать производство? Завод работал вполсилы, зарплата рабочим не выплачивалась в течение многих месяцев.

После пресечения аферы завод был-таки акционирован (превратившись в ООО «Сенгилеевский цемент») и приватизирован, став частью крупного промышленного холдинга ОАО «Мордовцемент» (базирующегося, понятно, в Мордовии).

Беседую с главным инженером цемзавода Александром Харитоновым. Предприятие сегодня работает в полную силу. Задействованы обе печи (во времена «Регионрезерва» – только одна). В производстве занято 300 рабочих и ИТР. Средняя зарплата – около 3 тысяч рублей (по сельским меркам – очень даже ничего!), выплачивается аккуратно, два раза в месяц. Исчезли трудности со снабжением, даже бумажные мешки поступают строго по расписанию (чего раньше не бывало). Качество дороги (8 км!), ведущей через горы в поселок «Цемзавод» удается блюсти идеально. Продукция идет, в основном, в Мордовию. Имеет ли от производства что-нибудь и Ульяновская область? Имеет – налоговые поступления. Кроме того, цемент поступает и на местный завод ЖБИ.

– Все это так, – соглашаются жители поселка «Цемзавод», – завод действительно встал на ноги. А вот поселок наш брошен на произвол судьбы.

Как выяснилось, мы немножко опоздали с визитом. Еще пару дней назад здесь можно было сделать уникальные снимки – жители готовили пищу на кострах. За поселковые долги постоянно отключают газ, свет и воду. При этом вместе со злостными неплательщиками страдают и те, кто аккуратно оплачивает всю коммуналку.

На днях в поселок приезжала делегация во главе с депутатом ЗС Александром Майером. Встретились с жителями, обещали разобраться и помочь, с тем и убыли. А жители по-прежнему носят воду из родников и жгут по вечерам свечи.

«Мордовцемент», с удовольствием присоединив к себе Сенгилеевский цементный (как и его предшественник – криминальное ООО «Регионрезерв-цемент»), лихо открестился от поселка «Цемзавод».

Ситуация не уникальна: сегодня многие акционированные предприятия бросают «социалку» на произвол судьбы. Муниципальные же бюджеты принять под свое крылышко бывшие заводские поселки не в состоянии. Так с началом нового тысячелетия, впервые с 1913 года (момента основания завода и поселка), круто разошлись пути Сенгилеевского цементного (где трудятся 300 человек) и названного его именем поселка (где проживает 1,5 тысячи человек). Первый вполне наглядно набирает обороты, второй – столь же неоспоримо катится в пропасть.