Нашему заводу в этом году исполняется 35 лет. Вполне зрелый и достойный возраст. Два десятилетия назад я тоже был его директором, проработал четыре года. Дела у нас тогда шли нормально. За сутки перерабатывали до 50 тонн молока, а бывало – и до 100. Сырья было достаточно. Из ближайших районов: Радищевского, Новоспасского, Павловского, где с поголовьем скота обстояло неплохо, бесперебойно поступало молоко. Затем количество коров по районам стало резко уменьшаться, особенно в первые годы перестройки. Переработка сырья упала с 50 тонн до 10. В это время я работал в Николаевском райпо директором базы. Завод стал терпеть убытки, пошла конкуренция, которую он не выдерживал.

В чем дело, спрашивается? Да в том, что районные молочные поставщики перестали с нами сотрудничать, им стало выгодней сдавать молоко в соседнюю Пензенскую область, в город Кузнецк. Молочные реки изменили свое русло. В 2001-2002 г.г. Николаевский маслозавод особенно лихорадило: ведь без молока он – как организм без живой крови. Прежнему директору, пенсионеру, пришлось уйти. Перед этим разбежались и невостребованные заводские специалисты. Возможно, наше предприятие постигла бы та же печальная участь, как в некоторых других районах. Но судьба к нему смилостивилась.

Помните, в доперестроечное время в особом почете было такое: пришел грамотный энергичный специалист на отстающее производство и за короткий срок вывел его в передовые. Это я не про себя, ради бога, хотя и от своих скромных заслуг не отказываюсь, да и зачем? Я имею в виду, прежде всего, Герасимова Сергея Алексеевича, председателя совета директоров ОАО «Милан». Встретились мы с ним, поговорили: реально ли воскресить Николаевский маслозавод? Возьмусь ли я за столь рисковое и ответственное дело? Я уже не молоденький, хотя и на здоровье не жалуюсь. Предложил мне это кто другой – может, и не взялся бы. Но это был свой, ульяновский, от него исходила такая уверенность в успехе, что я ею проникся и решился. В толковых мужиках я немного разбираюсь, сам достаточно поработал на руководящих постах. Ударили мы по рукам, как говорится…

Но когда приехали специалисты из ОАО «Милан» и внимательно осмотрели цеха: компрессорный на ладан дышит, маслоцех тоже в коме, оборудование дряхлое, мазута нет, котельная в жалком состоянии, то впору им было чесать затылки и разводить руками. Однако, как говорится, лиха беда начало. Без просчитанного риска нынче не стоит браться за дело. А взялись мы сначала за цех сухого молока. С помощью того же Герасимова удалось заполучить отличное оборудование АI-ОРЧ-500 для молочной сушки, мощностью в полтонны выпаренной влаги в час. Потом приобрели паровые котлы высокого давления, электродвигатель, насосы, импортный компрессор, различные запчасти – все это, правда, стоило немалых денежных затрат или инвестиций по-нынешнему. Было это в апреле 2003 года, как раз в сезон большого молока.

А еще раньше надо было сделать, пожалуй, самое главное: собрать разбежавшихся специалистов, убедить людей в том, что можно вытащить маслозавод из долговой ямы и превратить его в прибыльное предприятие. Честно скажу: мало, кто верил в успех, называли меня сказочником. Но крепкий рабочий костяк все же сложился. Вернулись даже некоторые специалисты из «Милана», которые когда-то работали со мной на этом заводе. Особенно я радовался приходу В.В. Канайкина – он стал главным механиком. «С тобой, говорил, Михаил Евгеньевич, я в огонь и в воду!». Производственный отдел возглавил В.П. Разумов. Главным технологом осталась В.В. Еделькина, ветеран труда, еще при Ельцине получившая звание Заслуженного работника пищевой промышленности. Укомплектовали и котельную.

А работать начали в майские праздники, могла сработать старая вредная привычка погулять. Но люди не подвели. Пахали сутками. Меня жена дома редко видела. Ночами завод был весь в огнях, как Кремлевская елка, единственное световое пятно, если глядеть сверху, на всю Николаевку, да и на весь район. После того, как завезли мазут, прибыли первые 20 тонн молока, пустили котельную, молоко пошло через сепаратор. Поставщики сырья нам поверили, да и мы устыдили их в непатриотичности. Они сначала удивлялись: откуда что взялось? А дивиться было чему – за три рабочих дня мы выработали 50 тонн сухого молока, а к концу лета – до 420 тонн и произвели 178 тонн крестьянского масла, которым обеспечили областной центр через ОАО «Милан». А то ведь шустрые дельцы из Самары прихватили едва ли не всю нашу молочную промышленность. К нам и областная прокуратура подбиралась: как да что, почему «Милан» приобрел наш завод, на какие «шиши», и так далее. Короче, как мне думается, пошли политические заморочки. Не пойму: зачем вставлять палки в колеса набирающему ход механизму? Ну, да ладно, бог с ними, с этими политическими играми.

С февраля по март мы занимались косметическими делами: побелка, покраска, профилактико-технический ремонт оборудования, заменили старый агрегат в сушильном цехе на новый паровой калорифер из нержавейки, в два раза мощнее. С. А. Герасимов выделил и на это деньги.

И вот так у нас начали расти производственные мускулы. Мы сделались предприятием, которое набирает нынче работников на конкурсной основе. Устроиться к нам уже не просто. Высокая конкуренция напрочь выкорчевала пьянство. Мы расплатились с годовой задолженностью по зарплате – она стала в несколько раз выше, чем прежде. Пить, воровать и бездельничать сделалось невыгодным. Хотелось бы особо отметить таких передовых работников, как вакуум-аппаратчики В. Лагурев, А. Качалов, А. Большаков; как Т. Ермошкина и Н. Ребакина из маслоцеха, водителей В. Чекмарева и А. Еделькина, кочегара В. Петрова. Я бы еще хвалил и нахваливал, да у вас места в газете не хватит. А ведь, говоря старым штилем, люди – наше главное достижение. И до перестройки они работали неплохо, но искоренить вредные привычки многим все равно не удавалось. А теперь – хоть фотографии на Доску почета вывешивай. С другой стороны – куда им больше податься, кругом сплошная безработица. С этими, как бы обновившимися людьми работать – одно удовольствие.

Что еще можно добавить? Есть у нас при заводе два магазинчика: продовольственной и бытовой химии, имеется столовая, где отмечаем свадьбы и поминки – дело ведь житейское, а радость и слезы у нас – одни на всех, ибо мы стали сплоченным коллективом единомышленников, как нынче модно выражаться. Сейчас у нас добротный автомобильный парк, есть новые «девяточка» и «Нива», есть на чем добираться по бездорожью к соседям-поставщикам, чтобы обсудить деловые вопросы.

Наши планы и перспективы? Смею думать, обнадеживающие. При условии, конечно, если не будут мешать извне. В этом году планируем наработать сухого и цельно-сухого молока до 480 тонн. Будем и зимой трудиться. ОАО «Милан» закупает достаточно, чтобы мы смогли вырабатывать до 30-40 тонн в сутки. Одно хочу с полной уверенностью сказать: родной Ульяновск мы без масла не оставим. Назло всем нашим конкурентам!