И чего у нас в Ульяновске только нет! Ну, прямо, за что ни возьмись, того и нет. Работы, вот, нет, зарплаты достойной. Горячей воды опять же, света на улицах, асфальта на дорогах и многого другого – всего и не перечислишь. Но все это в той или иной мере относится к категориям материальным. Однако у нас нет и того, что быть должно, но руками этого не потрогаешь. Вот, скажем, такой тонкой материи как достоинство личности, право на которое Конституция гарантирует каждому из нас. Гарантом конституционных прав и свобод на территории нашего региона является, если верить статье 72-й той же Конституции, губернатор Шаманов. А он взял, да своим «политическим» решением о повышении тарифов и обрек большинство горожан на веселую жизнь в нищете. Дескать, не зря же сказано: «Бедняк гол как сокол, да весел». Но не только одна 21-я статья (“Достоинство личности”) нарушается властными чиновниками нашими, другие ими тоже ни в грош не ставятся. Например, статья 29-я, гарантирующая каждому из нас право на получение информации и свободу слова.

Романтики от политики считают свободу слова едва ли не главным завоеванием российской демократии. Но как демократия наша напоминает какого-то уродливого мутанта, причудливым образом вобравшего в себя черты тоталитаризма и анархии, свободного рынка и средневекового натурального хозяйства, капитализма, и социализма, так и порожденная ею свобода слова больше похожа на жертву аборта. Во всяком случае, в ее ульяновском варианте…

Вот решили вы, скажем, газету открыть, чтобы людям слово правды нести. А эта правда для властей, да чиновников разных, что удар серпом по одному интимному месту. Что в таком разе произойдет, как вы думаете? Я сейчас покажу вам, что в таких случаях бывает. На живом, так сказать, примере. Благо, далеко за ним ходить не нужно, – он в виде нашей газеты сейчас у вас в руках. А еще есть «Шок» и «Губерния» – с ними та же петрушка приключилась.

В конце января готовили мы к выпуску первый номер “73 региона”. А печатать его где? Мы обратились в “Ульяновский Дом печати” к его директору господину Вихалевскому, полагая, что он, являясь руководителем федерального государственного предприятия, возьмет нашу газету в производство. Наивные! Федеральным и государственным “Дом печати” числится, можно сказать, уже только на вывеске. Юрий Ефимович почти подвел предприятие под акционирование, а сам на карте нашей Родины уж и город, куда сам отбудет, галочкой пометил. И в такой ситуации напрягать отношения с областной властью ему вроде как не с руки. Вот он и поосторожничал на всякий случай, – береженого, говорят, Бог бережет. И печатать нашу газету отказался, сославшись на чрезмерную загруженность производственных мощностей. Уж не знаю, так это, или нет, особенно, после того как “Дом печати” недавно взял в производство цветной еженедельник “Сити”, тиражом более 100 тысяч экземпляров, и газету «Ульяновский меридиан». А теперь вот готовится печатать и еще целый ряд изданий-«скороспелок» (однодневок), готовящихся к выходу в свет в недрах областной администрации – хороша загруженность, ничего не скажешь! Может быть, самого Вихалевского «загрузили» чиновники по самые уши?

О типографии “Печатный двор”, напрямую подчиненной обладминистрации, и говорить нечего, – там нам отказали сразу, как отрезали. И потому издается сегодня “73 регион” то в соседней Самаре, то в Пензе.

Но, решив-таки проблему с печатью, мы тут же столкнулись с другой – распространением, точнее, продажей газеты в розницу. А вся эта торговля в руках монополистов типа “Роспечати” или “Ульяновск-печати”, которым больше подойдет название «рэкетиры». И эти рэкетиры творят на рынке печатной продукции Ульяновска то, что называется сегодня не иначе, как «беспредел». Скажем, “Роспечать” просто отказалась продавать нашу газету, несмотря на то, что московское ее руководство дало указание брать на продажу любые издания. Но руководство, оно далеко, а чиновники ульяновские – рядышком. И ссориться с ними – себе дороже: неровен час, в опалу угодишь, – проблем не оберешься! А кому это надо? Вот, исходя из этого, сотрудники “Роспечати”, видимо, и сделали выбор не в пользу своего непосредственного руководства, а “прогнулись” в желании лишний раз угодить – чего изволите-с? – местным властям.

Но если в “Роспечати” просто отказываются продавать “73 регион” в своих киосках, то в ООО “Ульяновск-печать” его директор Александр Мокров прямо спросил, есть ли у нас деньги. Вопрос показался нам более чем странным: зачем какие-то деньги, если мы хотим отдавать на реализацию газету, с которой господин Мокров будет прибыль иметь? Но оказалось, что ничего-то мы в настоящих рыночных отношениях не понимаем. На цивилизованном-то рынке, оказывается, мало иметь товар, надо еще и вхождение в этот рынок оплатить. А “билетик, в газетный рынок, замаскированный в прайс-листе “Ульяновск-печати” под “исследование потребительского спроса”, стоит ни много, ни мало, а 60 тысяч рублей. То есть, продавец-монополист не желает ограничиваться одним, так сказать, трудовым доходом в виде “накрутки” на цену газеты, ему еще и халявку подавай – это ли не рэкет? И куда только антимонопольный комитет с милицией смотрят, ведь впору же «Караул, грабят!» кричать?

Вот такая у нас свобода слова. Хочешь говорить, – говори – никто тебе не запретит. Только если не вслух, а шепотом, не на людях, а под одеялом, – это завсегда пожалуйста! Ну, а если вздумается тебе о чем-то громко заявить, – плати шестьдесят «штук». Или валяй в Пензу, а то и куда подальше. И, желательно, там и оставайся, чтобы здесь тебя слышно не было – нечего воду в тихом омуте мутить да умы будоражить! От этого власти одна головная боль, да нервотрепка. А ей, власти, спокойно спать хочется…

P.S. На Востоке говорят: «Хоть сто раз скажи «халва», а во рту сладко не станет» Вот так же у нас и со свободой слова дело обстоит…