ВЛАСТЬ И ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ

Новый мост в Ульяновске пока не построен, но уже почти два десятка лет существует, как феномен в финансово-политической жизни региона. И если в финансовом плане – это наша «черная дыра», то в политическом – флаг всех идущих во власть: надо только пообещать, через сколько конкретных дней или лет он будет построен. Мостом упрекают, мостом клянутся, под него выбивают средства в Москве депутаты и губернаторы, – правда, деньги потом куда-то исчезают, мост не строится, но активно присутствует в политической жизни.

Как все начиналось?

Началось все 18 лет назад, когда в 1986 году был создан «Ульяновскмостострой», как основная тягловая сила будущей стройки. Три с половиной тысячи человек, большинство из которых прибыли с БАМа и имели огромный опыт мостостроительства, основательно приступили к работе. Хотя события и происходили не в тайге, а в областном центре, базы, в общем-то, не было. Неудивительно, что начали со строительства жилья и сооружения собственной производственной базы. За год на волжских берегах вырос поселок мостостроителей из 9-этажных зданий. Одновременно построены стапели для сборки мостовых пролетов.

Непосредственное строительство уникального во всей Европе мостового перехода, длиною 12 км с подходами, началось в 1988 году. Страна только-только начинала «перестраиваться», а Горбачев – ее разваливать. Было намечено сдать мост к 22 апреля 1995 года, ко дню рождения Ленина. То есть мост был политизирован еще до закладки.

Зачем он был нужен?

В постановлении Правительства РФ от 1998 года записано – для обеспечения функционирования транспортного коридора Центральная Европа – Азия. Вот так, немного-немало!

Действительно, Ульяновск – транспортный узел восьми стратегических дорог федерального значения: Цивильск – Сызрань, Москва – Челябинск, Саранск – Самара, Казань – Самара, Ульяновск – Самара и т.д. Это – поистине ключ Центральной России к Уралу.

После возникновения в Заволжье крупнейшего в России авиапромышленного комплекса, там стала проживать треть населения Ульяновска. Пробки на старом мосту стали не только бичом горожан (случалось, что в этих пробках в автобусах и маршрутках рождались и умирали люди), но и финансово-затратной дырой. Срочные грузы простаивают часами и сутками!

К тому же, техническое состояние автодорожной полосы старого моста, по мнению и специалистов, и тех, кто по ней ездит, находится в аварийном состоянии. Поэтому, старый мост, и так уже имеющий недостаточную сегодня грузоподъемность, должен был быть закрыт до разрушения с последствиями.

Что за махина?

Махина уникальная. Длина моста с автодорожными подходами, как мы уже сказали, 12 км, 5,7 км из которых нависают над руслом реки. Первый на Волге двухъярусный мост. Причем, ширина верхнего яруса составляет 26 метров, то есть позволяет шестирядное движение автотранспорта.

Первый в России (если он будет) комбинированный вантовый мост. Ванты – это стальные канаты, которые будут закупаться за границей. Естественно, за астрономические суммы. Для натяжки вантов проектом предусмотрено возведение 220-метровой высоты пилона, эдакой вертикальной опоры. Пока у пилона заложены только 65-метровой глубины железобетонные основания.

Сам мост должен покоиться на 23 русловых опорах, первая из которых была забетонирована еще 14 лет назад, в 1990 году. Буровые столбы основания опор моста имеют диаметр стальной оболочки от 1 до 5 метров. Глубина их погружения от 50 до 70 метров. С учетом сложных геологических и гидрологических условий, работа по их установлению проделана титаническая.

Все это, естественно, требует колоссальных денег. Не ошибусь, что реальную стоимость моста не знает никто. Не потому, что у нас плохие экономисты. За 18 лет страна не раз меняла деньги, содрогалась в экстазе дефолтов, тонула в волнах инфляции. Поэтому скажем так: баснословно дорого. И обойдется еще дороже, нужны большие деньги, чтобы ключ к Уралу заработал.

Мост и политика

Большие деньги и уникальные сооружения издавна становились предметом интереса политиков. С деньгами все ясно, а вот с сооружениями у политиков срабатывает принцип «я и Эйфелева башня». Это как прикосновение к вечности.

Поэтому не удивительно, что на строящуюся махину ульяновского моста любовались оба президента РФ – первый и действующий. Постояли с озабоченным видом все премьеры, их замы, министры (не все) и, конечно, губернаторы, мэры и даже пэры из зарубежья. Все отечественные, качая головой, восхищались и обещали помощь, выражая понимание. Лишь один из них – кучерявый брюнет и вице-премьер, высказал истинные мысли вслух: «Вам нужен мост, вы его и достраивайте!». Было это еще при губернаторе Горячеве.

Тогда Горячев, не надеясь больше на Москву, засадил всех своих экономистов за составление привлекательного для инвесторов бизнес-плана. Экономисты выдали, что через 10 лет эксплуатации моста доходы составят 90 миллионов долларов США. Мост окупится, и дальше пойдет чистая прибыль, которая к двадцатому году эксплуатации составит 127 миллионов долларов!

Не привлекло. Зато какой простор для творческой фантазии кандидатов в депутаты! Став депутатами Госдумы, они – Жданова и Сычев, Лахова и Казаров, Кругликов и Орлов, – чуть ли не «мешками таскали» деньги из Москвы для моста. Не важно, что тех денег никто не видел, но это оправдывало их депутатство в глазах избирателей. Правда, до поры – до времени.

Сиротливо торчащие посередь Волги опоры, в очередной раз законсервированного моста, в декабре 2003 и марте 2004 сыграли зловещую шутку с депутатами-«таскунами». Оскорбленный лже-обещаниями, ульяновский избиратель проголосовал «Против всех».

Скажет ли еще свое слово в декабре 2004-го этот состарившийся мост-недострой, ощерившись разрушающимися уникальными опорами?

Он обязательно скажет. Ведь его в очередной раз «кинули», пообещав запустить через четыре года в прошлые выборы.

И продать его нельзя, это же не «Спиртпром» и не сахарный завод.