Что такое Public Relations? Из появившихся за последние годы в России профессий эта, пожалуй, самая загадочная. Существует определенная ясность относительно того, чем должен заниматься брокер или менеджер, а вот специалист по связям с общественностью… Неофициальное название PR-менеджеров – «мордоделы» – вполне отражает главную сферу PR – политическую рекламу, а конкретно, манипуляцию массовым (нашим с вами) сознанием и представлениями о том или ином политическом деятеле.
Зачастую мы и не подозреваем, что многие достигнутые титаническим напряжением мысли, сто раз вроде бы проанализированные и продуманные нами отношения к «серому кардиналу» Березовскому, бравому («упал-отжался») генералу Лебедю или непредсказуемому Жириновскому созданы именно ими – невидимыми тенями своих хозяев и нанимателей. Типичный и самый яркий пример профессиональной работы PR-технологов – последнее избрание Бориса Ельцина на пост Президента России. Вспомните: стартовав с 7-8 процентами самого преданного электората, финишировал Ельцин через полгода уже с 56 процентами. Денег во все это действо, правда, была «вбухана» бездна, «коробки из-под ксерокса» уходили направо и налево, но каков результат!
В Ульяновске бои разворачиваются поскромнее, но наблюдать за ними не менее интересно. У нас развитие профессии политтехнолога в целом повторяет (естественно, с некоторым отставанием) московский путь, где первыми за «продвижение» политиков взялись профессиональные ученые-психологи и социологи, а также журналисты. По-настоящему стартовали политические технологи в нашем городе только с выборов в Законодательное собрание области в 1995 году, когда университетские преподаватели из научно-исследовательского центра «Регион» помогли пройти во власть трем кандидатам. Научно-преподавательский состав, руководители гуманитарных прикладных кафедр (социология, психология) основных местных вузов составляли в конце ХХ века основной полк ульяновских «пиарщиков».
Проиграл выборы в Государственную Думу в 1999 г. ректор Ю.Полянсков – интеллигенты из «Региона» не смогли долго оставаться фаворитами в жестокой политической войне. Через год после выборов в ЗСО в Ульяновске проявили себя настоящие специалисты политрекламы, совершенно чуждые регионовской интеллигентской рефлексии, а точнее, умеющие поставить ее себе на службу. Полное соответствие так называемому «черному пиару» показала на выборах мэра Ульяновска команда Арама Габрелянова (тогда – газета «Симбирские губернские ведомости»). Сейчас никто не помнит, что перед началом выборов В.Марусин был у Арама фактически завхозом, имевшим, правда, некоторый, не очень удачный чиновничий опыт. То, как он был за кратчайшее время «раскручен» и как был уничтожен его основной конкурент, тогдашний мэр С.Ермаков, до сих пор остается самым ярким примером применения предвыборных технологий в Ульяновске. Кроме умело «слитого» компромата «СГВ» использовали и более редкие приемы. Например, такой: газета публикует рейтинги кандидатов на должность мэра, среди которых, естественно, выделяются Ермаков и Марусин, а чуть повыше на этой же странице проходит передовица, гласящая: «Ермаково провалилось». Далее мы с интересом читаем небольшой текст, поясняющий, что в некоей деревне Ермаково в поле произошел земляной провал. Информация малозначимая, но у человека, просмотревшего передовицу, в подсознании отложилась связь: рейтинг кандидатов (в т.ч. Ермакова) – Ермаково – провалилось. Типичный пример применения очень модной сегодня так называемой технологии нейролингвистического программирования.
Еще более жаркие баталии развернутся в Ульяновске грядущей предвыборной осенью. Во-первых, выбирать будем всех и сразу. А это по убывающей – губернатор, депутат Государственной Думы, мэр, главы районов, Законодательное собрание и Городская дума. По оценкам экспертов, на одно место в областное ЗС будет претендовать от 7 до 15 человек, тогда как в прошлые выборы число кандидатов составляло от 3 до 7. Без преувеличения проснуться холодным декабрьским утром мы можем уже в другом городе. И дело не только в количестве. В политических баталиях столкнутся не просто политические фигуры – уровень выборов предполагает полную выкладку. Политические группировки будут биться до последнего.
Между тем, несмотря на достаточно серьезные перспективы развития политической ситуации в нашем городе, сегодняшнее состояние ульяновского рынка PR представляет собой далеко не радостную картину. Местные политические группировки недостаточно внимания уделяют предвыборной рекламе: либо в силу отсутствия средств, либо за неимением идей.
В мэрии основным интеллектуальным ресурсом является начальник отдела стратегического развития Григорьев. Бывший преподаватель УлГТУ, может быть, самый яркий того еще, «университетского» поколения, Григорьев возглавлял многие предвыборные штабы. Однако ни опыт работы в PR, ни одноразовые, слабо сработанные акции, сынициированные им же (никто уже, наверное, и не помнит, как несколько лет назад, в дни массовых проблем с транспортом, по городу ездили автомобили мэрских чиновников, развозя пассажиров) не отсрочили политический провал, настигший Романенко в скором времени после выборов. О чем явно свидетельствует чахлая городская газета «Ульяновск сегодня»: каких-либо идеологических программ либо серьезных концепций в них не прослеживается. А потом Григорьев, став практически личным пиарщиком зама мэра Моисеева, и вовсе начал неофициально игнорировать Романенко.
Более серьезный «пиар» работал одно время в областной администрации. К выборам будущего губернатора Шаманова его технологи подошли со всем своим профессионализмом. Это и понятно, ведь специалисты были столичные – из московского агентства «Паблисити-PR», да и денег на предвыборную кампанию Шаманова было потрачено столько, что другим кандидатам и не снилось. После выборов на сцену политической рекламы вступила главная «пиарщица» Шаманова Гантимурова, опытная журналистка, возглавившая пресс-службу обладминистрации. Благодаря своему профессионализму, Гантимурова направляла общественное мнение в нужное русло, в результате чего влияние обладминистрации распространилось практически на все СМИ области. С уходом Гантимуровой действительно грамотный и профессиональный PR-курс областминистрации дал крен. Политрекламный вакуум в какой-то мере заполнил было зам Шаманова Пиорунский, бравший, когда ему было не лень (такое складывается впечатление), на себя задачу поправить катящийся под уклон имидж губернатора. Потихоньку скупая симбирские телеканалы, Пиорунский, несмотря на свою скандальную известность (Пиорунский был «менеджером» многих коммерческих структур и проектов (вплоть до кинофестивалей), трудился в Волгоградской области и Казахстане), заработал скандальную популярность среди ульяновцев. На сегодняшний день бывший зам Шаманова, видимо, продолжает курировать политику обладминистрации.
Пассивно ведет себя и группа бывшего губернатора Горячева. Удачно стартовав выпуском газеты «Губерния» и образованием Фонда поддержки социально незащищенных слоев населения, имеющего определенную популярность среди пожилых и немощных ульяновцев (таким в Фонде выдавали адресную помощь), затем застряли в мертвой точке. О Фонде почти забыли, и без того небольшой тираж газеты упал. Работавшее поначалу с Фондом агентство «Симбирск-Паблисити» с Горячевыми «разбежалось».
О «Симбирск-Паблисити» надо сказать особо. Глава этой конторы Д. Ежов давно приобрел в Ульяновске скандальную известность. И уже не только своей антишамановской кампанией периода прошлых губернаторских выборов. Возглавив избирательный блок «Коммунисты» на выборах в Законодательное собрание прошлого года, Ежов чудом не попал в депутаты, не добрав всего 0,5 процента. Негодование А.Кругликова, у которого отняли и без того хлипкие проценты, было слышно на всю область. В итоге «Коммунисты» обогнали даже «Ульяновцев», заклеивших весь город своими плакатами.
Впрочем, в политическом бомонде Ульяновска Ежова принято считать специалистом по черным технологиям, информационным «киллером». Поэтому интеллигентная элита сторонится сотрудничать с ним.
Спустя рукава подходят к собственной рекламе и местные отделения политических партий. Работают здесь неспециалисты, как результат – скорее, негативное отношение к партии. К примеру, недоумение вызвал билборд с изображенными на нем матрешками – символом «Народной партии». Матрешки – это и есть «народность»? Встречаются и курьезные случаи. Так, «Партия жизни», создавшая свои региональные отделения на основе общественной организации «Миллион друзей» (Партия любителей кошек), что уже само по себе забавно, своим первым пиаровским мероприятием в Ульяновске запланировала… выставку кошек. О региональном отделении «Единой России» сказать практически нечего. Партия эта во всех смыслах официозная и из богатой гаммы рекламных механизмов и ходов придерживается, видимо, исключительно твердой уверенности в завтрашнем дне и не более того. Рейтинг УРО ЛДПР долгое время держался на личности его лидера Когана и его «шоуменовских» передачах на канале «2х2», пока в силу личных и политических причин не стал сдавать свои позиции.
Более заметные попытки «пиара» предпринимают частные лица. В основном, это местные предприниматели, преследующие собственные политические цели и активно действующие в этом направлении. Среди наиболее известных – Герасимов, Харлов, Гринберг.
Итак, чем ближе к предстоящим выборам, тем более проясняется картина на рынке ульяновского пиара. Подход к PR, как выяснилось, совершенно разный. Но дело здесь не только в желании или нежелании самих политиков «продвигать» свое имя на политической арене. От подхода к PR зависит, кто будет руководить городом и областью в дальнейшем, а значит, и то, кому небезразлична судьба своего края и своих земляков.