Раскол, наметившийся в верхнем эшелоне КПРФ, достиг своего апогея. И неделю назад члены ЦК этой партии, на своем 16-м пленуме абсолютным (92 против 4-х голосов) отлучили от кормила верховной партийной власти Геннадия Зюганова. Мотивируется это тем, что “Папа Зю” давно и всерьез болен вождизмом, что он запятнал себя связями с олигархами и вообще стал тормозом для развития и поступательного движения партии (вероятно, к социализму).

Лидеры антизюгановской коалиции в ЦК Семигин и Потапов заявляют, что решение Центрального комитета законно и обосновано уставом КПРФ, согласно которому секретаря ЦК избирает (и снимает) Центральный комитет. Однако Зюганов, вросший, кажется и в кресло секретаря, и в госдумовские привилегии, и в чисто бытовой комфорт, далекий от того, какой видел он в захолустной деревеньке на Орловщине, даже и не подумал соглашаться с этим решением товарищей по партии. И назвав 92-х из 96-ти членов ЦК раскольниками, отказался покидать насиженное за 11 лет секретарское место. Свой отказ подчиниться воле большинства (опять в нарушение устава КПРФ) Геннадий Андреевич обосновывал тем, что в региональных организациях партии за ним – большинство. Поэтому в минувшую субботу в Москве прошло сразу два съезда КПРФ – зюгановский и семигинский – то есть, раскол не ограничил своего разрушающего действия только верхушкой партии, а колуном прошел сквозь все одеревеневшее тело партии – ведь на съезде “раскольников” были представители из 76 регионов России.

Точку в этой истории должен поставить Минюст, выступив в роли третейского судьи. Он, естественно, будет основываться на положениях устава партии, и вполне может случиться, что скоро мы получим еще одну “левую” – сродни селезневско-мироновской ПВР – партию. Но интересно, в данном случае, не это. А то, насколько правы в своих обоснованиях стороны конфликта.

Конечно, обвинения в адрес Зюганова не беспочвенны. Уже после президентских выборов 1996 года многим в партии стало ясно: Зюганова надо менять. И понимание это крепло по мере того, как стремительно падал авторитет КПРФ в народных массах. А уж после декабрьских выборов 2003 года, когда даже (больше, по моему смахивающая на большую клоунскую труппу, чем на партию) ЛДПР обошла коммунистов в выборной гонке, это понимание переросло в абсолютную уверенность. Достаточно сказать, что даже друг и соратник Зюганова – герой войны и участник Парада Победы Валентин Варенников проголосовал на прошлой неделе за его смещение. Это к тому, что Зюганов для КПРФ – чистый тормоз.

О связях с олигархами и говорить много не приходится – на выборах 1999 года по списку КПРФ депутатство Госдумы получил целый ряд “денежных мешков”, включая и людей Ходорковского, и представителей “Юкоса”. А известные переговоры Проханова с Березовским в Лондоне – это ли не связь с олигархом?

Можно было бы присовокупить сюда и версию о «сдаче» Зюгановым Ельцину президентских выборов 1996 года, но и без этого, думается, понятно: Геннадий Зюганов отработал свой “моторесурс”.

Но при всем том, и он, в свою очередь, прав, утверждая, что за ним стоит большинство в регионах (хотя на выборы секретаря). И если судить по нашей области, то оно даже и подавляющее. Ведь сторонникам семигинской группы здесь (к которым, отбросив сомнения, можно причислить Олега Казарова, Валентину Попову и ряд других) никак не удается, несмотря на все усилия, низвергнуть господина-товарища Кругликова, которого можно назвать “Зюгановым ульяновского разлива”. И хотя “Леонидыча” тоже уличили и в связи с олигархами, и в том, что из-за него, якобы, КПРФ в регионе растеряла все свои позиции, а самого его многие также считают тормозом для партии, он все еще силен в областной организации КПРФ. А поскольку Кругликов всегда был апологетом Зюганова, то есть основания считать, что он, как член ЦК, никогда не голосовал против своего патрона, оставшись в рядах его сторонников.

Кстати, основания эти дает и то, что уже вечером после субботних партийных форумов, на одном из местных телеканалов образовался Олег Казаров. И в его присутствии бывший верный соратник, спонсор и друг Кругликова, бывший член обкома КПРФ Владислав Черепенников публично потребовал, чтобы его ООО “Ньютоновское общество” не указывали в исходных данных газеты “Левый марш”, как одного из учредителей. Так торопился, видимо, Владислав Борисович расписаться в верности Олегу Владимировичу (и Семигину?) и откреститься от Александра Леонидовича, что забыл о том, что вычеркнуть его псевдонаучное общество из учредителей газеты могут только в Самаре, где газета зарегистрирована. Выдав, при этом, новое свидетельство о регистрации СМИ.

Но как бы не хорохорился Казаров, как бы не пополнял ряды антикругликовской оппозиции, силы за ним нет, – только деньги. Что, почти наверняка, можно сказать и о Семигине. И последний, похоже, просто ловко «отжал» у Зюганова КПРФ. Уж не этого ли хочет на местном уровне и господин Казаров?