Взяться за эту тему побудил такой случай. Он имел место на митинге, где возбужденные горожане требовали от начальства отмены “грабительских тарифов” на коммунальные услуги. Тарифы, действительно, были запредельными: они превысили даже установленную федеральным правительством “верхнюю планку”.

И вот один из ораторов изрек слова, меня (а, может, и не одного меня) сильно удивившие:

– Невыносимые тарифы и привели нас сюда, на эту паперть…

То есть: граждане России пришли как бы за подаянием. В надежде: а вдруг власть снизойдет? Или – скажем так – испугается, что под окнами ее кабинетов собрались тысячи людей – и тарифы снизит; подаст в страждущие руки рублик от своих щедрот…

И что-то во мне воспротивилось: ведь мы же, народ – по Конституции – осуществляем самую что ни на есть верховную власть! А просим, как нищие: снизойдите, чиновники! Войдите в положение! Уважьте! А на нас как бы сверху снисходительно поглядывают: “Подумаем, может, и снизойдем”…

Подумалось: что-то неладно в отношениях граждан и власти, раз мы опять все чаще и чаще стали митинговать, пикетировать, объявлять голодовки – и именно таким способом определять тот самый “консенсус” в связке “власть и народ”…

О частых митингах и протестах ульяновцев регулярно оповещают Россию телевидение и прочие СМИ. Да, проблем в городе и регионе накопилось немало. О тарифах ЖКХ сказано выше; хватает и прочих неурядиц: областной центр хиреет, в нем разбитые мостовые и отсутствие горячей воды; ночью улицы не освещаются. Недавно мэр города чистосердечно объявил о громадном бюджетном дефиците; мэрия судится с региональной администрацией по поводу финансовой обделенности. Безработица велика, благоустройство желает, мягко говоря, лучшего, зарплаты задерживают… Отсюда и митингующие.

Хочу оговориться: я тоже имею немало претензий к властям. Конкретных претензий. Скажем, она плохо борется с преступностью (а это ее первейший долг). Далее: власть неэнергично наводит порядок на вверенной ей территории; многие ее службы (существующие, кстати, на наши, налогоплательщиков, деньги) отнюдь не блестяще справляются со своими обязанностями – скажем, экологические службы… Власть малоэффективно управляет своей собственностью. Ну, и так далее, и тому подобное.

И граждане, конечно, имеют право изъявить свое недовольство именно перед зданием, скажем, той же областной администрации или мэрии (что и подтверждено недавно соответствующим законом).

Но вот что удивляет в сегодняшней России именно демонстрация, митинг, пикет, перекрытие трасс и прочие “массовые мероприятия” постепенно стали основным (и чуть ли не самым результативным) способом отстаивать экономические или политические интересы граждан. Но почему именно митинг или пикет? Почему не популярен юридический путь – через прокуратуру, суды, согласительные комиссии – и тому подобное? Почему стихийный всплеск эмоций, крик толпы и возгласы “Долой!” или “Грабь награбленное!” нам ближе, нежели планомерные, настойчивые, рутинные, долговременные усилия “организованных масс” (как говаривал мой земляк В. Ленин)? Почему мало практических дел в любой ячейке нашего социально-экономического бытия?

Конечно, у нас нет гражданского общества. А, следовательно, нет и сообществ, и механизмов отстаивания и реализации интересов граждан. О необходимости создания такого общества много и давно твердят и власть, и политики разных оттенков, и сами граждане – но дело идет со скрипом… Почему – не знаю и объяснить не могу. Возможно, потому что все мы очень долго – вплоть до недавних пор привыкли получать блага лишь от властей? Все как бы находились на гарантии у советской Конституции. Не считая идеальным тот режим – где уж! – все же хочу подчеркнуть: как ни крути, но право на труд, отдых и социальное обеспечение существовали. И большинство населения нашей страны это помнит – потому требует от сегодняшней власти социальной активности – и ожидает ее. Увы – зачастую напрасно. И тогда, не дождавшись, идет на митинги и пикеты… Идет охотно, можно сказать – азартно.

Но ведь все-таки есть же иные – правовые, юридические и прочие цивилизованные методы противостояния социальной инертности властей: профсоюзы, суды – и так далее? Отчего же этот путь часто игнорируется гражданами? Что мешает – неужели только лишь укоренившаяся привычка быть иждивенцами у власти?

Многие, кстати, именно так и склонны объяснять нашу “митингово-пикетную” активность: мол, выросли “совками” – вот и ждут по-прежнему подачек: “А на дворе, господа иные реалии! Надо приспосабливаться, надо добиваться индивидуального успеха!”

Так-то оно так – да не только так. Наш народ, конечно, всегда у парадных подъездов колготится был склонен – но отнюдь не только по причине пресловутой “инертности”…

Давайте-ка начистоту. Помните, с чего начиналась знаменитая “перестройка”? Да-да: с лозунга “Долой бюрократию!” Ну и как: удалили? Укоротили чиновничество, утвердили в державе суд справедливый и скорый, добились бескорыстия в милицейских рядах, отчетности депутатов перед избирателями?

Если бы! Каждый из нас на собственной шкуре испытал, что есть в современной России хождение по чиновничьим кабинетам с челобитной или поиск судебной справедливости. Это – утомительные лабиринты, в которых – пока дойдешь до выхода – потеряешь не только время, но и последнее здоровье. На себе испытал, знаю. В любом “отсеке” власти дело так “налажено”, что в конце-концов плюнешь на свои интересы – и отступишься. Неважно, какая нужда тебя подвигнула: крыша ли течет; зарплату ли задерживают, недвижимость ли затеял зарегистрировать… Везде власти понаставляли столько “пикетов”, что в одиночку гражданину никак к цели не пробиться. Общепринятые в иных странах процедуры гражданских инициатив у нас практически “не срабатывают”. Вот и остается действовать, как сказал поэт: “громадьем масс”. То бишь: ходить на митинги и пикеты, объявлять коллективные голодовки и итальянские забастовки”… Вместо того, чтобы идти в суд; начать процедуру отставки, скажем, хапуги-чиновника – и так далее. Смешно и горько! Вот пример: в Ульяновской области в последнее время возбуждено против начальников несколько десятков уголовных дел по поводу невыплаты работникам заработных плат. Хорошо и правильно. Но возбудили-то их не по инициативе самих граждан – а по представлениям прокуратуры… Граждане терпели… до митингов. А ведь есть на сей счет закон!

Вот еще пример. Есть в центре Ульяновска небольшой (и единственный, кстати) детский парк. Ну, раз детский – значит, аккуратность, уют, порядок. Куда там! Пивная при входе странновато-подозрительный “молодежный клуб”, возле которого вечерами – пиво, вопли, запах наркоты… Папы и мамы с колясочками гневаются, негодуют, – пишут письма в городскую Думу. Там “изучают вопрос”. Очень долго изучают. Но реальных действий не наблюдается, и организованно-протестующих граждан – тоже не видно.

Или опять митинг нужен – для выражения недовольства?

Еще случай – парадоксальный. Встретил я на одном из пикетов (по поводу тарифов в ЖКХ) соседку: двое детей, доходы – ниже среднего. “Компенсацию получаете?” (Если расходы семьи на ЖКХ более 1/5 дохода – то положено). “Нет”. “Почему?” “Да идти туда – намучаешься! Одних справок – тьма. Да еще и сотрудники нелюбезны. Нет уж…”. Опять те же грабли – чиновник хамоват, бюрократия мучительная. Но почему? Ведь это – не подачка, не рубль, полученный “на паперти” (во всех смыслах), а законное право гражданина хоть как-то выровнять свое материальное положение с достаточно обеспеченными гражданами. Уж тут-то власть должна встречать “клиента” если не с распростертыми объятьями – то хотя бы приветливо и даже услужливо. Но разве наша власть нам служит? Нет, она – нами “недосягаемо управляет».

Мне кажется, что власть наша так высокомерна по отношению к своим гражданам еще и потому, что мы возмущаемся лишь от митинга к митингу. А в промежутках молчим и терпим. Мы даже не способны организованно потребовать повышения зарплаты за достойную работу у собственных работодателей (идем, когда прокуратура за нас похлопочет). Мы не требуем у правительства – достойных пенсий, и прочих социальных благ.

Вот и остается “паперть”. И гневная надежда, что всем на ней немножко дадут. Хотя бы по рублю.

Чем завершить эти мысли о странностях российской власти и гражданской психологии?

Одно соображение. Есть такое библейское понятие: личный берег добра. То есть: я сделаю около себя лучше, ты сделаешь, он сделает – и мир станет лучше. Но это надо делать настойчиво – и повседневно. Постоянно. Каждому из нас. Не ожидая призыва идти митинговать.

Это, конечно, не единственный рецепт налаживания нашей жизни. Но кое-что в этом постулате достойно внимания.

P.S. А между прочим, запредельные тарифы на услуги ЖКХ были-таки снижены. Но не как следствие митинга, а по протесту прокуратуры, обнаружившей в действиях властей (в частности, городской Думы) нарушение постановления правительства РФ о предельных оплатах коммунальщикам…

Опять прокуратура старается – а не мы, граждане.