Области, как и стране, действительно нужна новая модель реформ, способная обеспечить прорыв в новое качество экономики, в духовно-нравственной, социальной и научно-технической сферах.
МИРОВОЙ опыт показывает, что такие прорывы осуществляют нестандартными методами, через мобилизацию всех сил и средств нации, при опоре на широкую поддержку народа. Прорывные модели были у Ф. Рузвельта, у властей послевоенных Германии и Японии, которые показывали в 50-х годах прошлого века темпы роста 8-12% годовых, у де Голля, Дэн Сяопина, у руководителей новых индустриальных стран (Южная Корея, Тайвань, Сингапур).
В 2003 году в экономике Ульяновской области отмечался хотя и неравномерный, но рост. В I квартале 2004 года рост продолжился, но более низкими темпами и более неравномерно, чем в среднем по России. Но устраивает ли нас этот рост? Конечно, нет. Нам нужны более амбициозные цели, более высокие темпы роста!
Почему нам нужна не эволюционная, а именно прорывная модель развития? Потому что мы фатально отстали не только от передовых стран, но и от иных регионов страны. В России почти 30% населения живет за чертой бедности, регионов-доноров насчитывается всего десяток, и наша область в них не входит.
Но я выскажу, может быть, парадоксальную мысль, что несмотря на все известные беды: отсутствие горячей воды, холод в квартирах, растущие долги, плохое медицинское обслуживание, низкие зарплаты, перебои с транспортом, разбитые дороги и т.д. и т.п., никакого кризиса в экономике у нас нет! Системный кризис в России и в области — это прежде всего кризис качества управленческих решений на всех уровнях власти и хозяйствования. Или, перефразируя героя, Булгакова, «кризис не области, а в головах».
Факторы, тормозящие рыночные преобразования в нашей области, известны: это и
— просчеты прежнего руководства области с его «мягким вхождением в рынок»;
— недостаточная эффективность работы аппарата органов управления на все уровнях;
— дефицит высококвалифицированных топ-менеджеров в организациях как государственного, так и негосударственного секторов экономики.
А главное, как отметил в своем докладе на областном активе 15 апреля 2004 года глава администрации области В.А. Шаманов, у нас не получилось выработать стратегию достижения в области необходимого качества жизни людей и выстроить тактику ее реализации управленческими структурами всех уровней.
Десятилетие реформ показывает нам на примере промышленности, о чем мог судить не понаслышке как проработавший на производстве более 30 лет, что исторически сложившиеся в стране и области методы подготовки, принятия и реализации решений ведут нас в тупик.
Всем известно, что единственным реальным источником бюджетных поступлений являются предприятия, осуществляющие активную экономическую деятельность. Прогнозирование бюджетных поступлений до сих пор осуществляется по принципу «от достигнутого», без учета действительного и будущего состояния ключевых, бюджетообразующих предприятий региона. Учитывая стремительно меняющуюся ситуацию на предприятиях, а также то, что практически все они требуют серьезного реформирования, использование реальной информации о состоянии и планах развития предприятий является обязательным условием для обеспечения достоверности прогнозов доходов государственных бюджетов всех уровней.
А у нас вместо политики, стратегии разрабатываются и вяло реализуются перечни инженерных и финансовых мероприятий, якобы способных вывести на принципиально новый уровень промышленное производство. Интересы большинства населения попросту игнорируются.
Вместо реформирования предприятий продолжается и с каждым годом интенсифицируется криминализированный процесс перераспределения собственности. Чему в немалой степени способствует законодательство о банкротстве предприятий.
Повсеместно функционирующие системы управления в основном выполняют роль «пожарных команд», которые борются со следствиями различных негативных процессов, не осмысливая их причин и не пытаясь эти причины устранить.
Не выработав стратегии, частные проблемы не решить. А как сказано в Послании президента РФ Федеральному Собранию: «Нынешние функции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегических задач». Поэтому можно приветствовать попытку губернатора модернизировать систему исполнительной власти.
Нужны большая политическая воля главы администрации области, государственная позиция и мужество руководителей, чтобы запустить реформы как на региональном, муниципальном уровне, так и на уровне предприятий.
Отсутствие реформ на уровне предприятий является причиной слабого наполнения бюджета.
Вместе с тем, по данным консалтинговых фирм, один рубль, вложенный в реформирование систем управления предприятиями и повышение профессионального уровня управленцев, дает увеличение объемов производства на
50-100 рублей и поступлений в бюджеты всех уровней до 15-20 рублей.
Где можно найти более выгодное вложение средств?
Еще К. Маркс говорил, что в рамках жестких административных структур никакие новые идеи в принципе появиться не могут. А при нынешнем состоянии промышленного комплекса нам как воздух необходимы «прорывные идеи» и нестандартные управленческие решения.
Ситуация усугубляется еще и тем, что в наших сложных, нестабильных, непростых условиях хозяйствования успешная управленческая деятельность требует учета и оптимизации в несколько раз большего количества факторов по сравнению с условиями хозяйствования в развитых странах. Даже гениальный руководитель не в состоянии осмыслить и проранжировать эти факторы самостоятельно, найти эффективное решение проблем, одновременно обеспечивающих достижение стратегических целей.
Выход заключается в придании нового статуса службе стратегического планирования. В советское время задача планирования была введена в ранг закона, затем, видимо, по политическим мотивам, была незаслуженно забыта. Хотя где начинается рынок, только там начинается настоящее планирование. Следует признать, что государство, полностью отказавшееся от планирования в промышленности, не в состоянии эффективно управлять экономикой.
При этом жесткое вертикальное административное управление хорошо для решения военных задач или исправления аварийных ситуаций, но не для управления экономикой, имеющей большую неопределенность. Сегодня подразделения исполнительной власти живут так, будто они продолжают оставаться штабами отраслей централизованного народного хозяйства. Предприятия при-ватизированы, а привычка командовать осталась. Бизнес в таких условиях вести сложно.
Необходимо под эгидой департамента, комитета или иного органа стратегического планирования администрации области сформировать несколько комплексных, постоянно действующих, соответственно оплачиваемых креативных команд для освоения ими современных интеллектуальных технологий, технологий развития творческого потенциала и коллективного сознания, технологий командной генерации идей. Подобные команды, состоящие из специалистов, умеющих интегрировать знания из различных наук и сфер деятельности, на уровне области смогли бы разрабатывать программы экономического развития территорий, промышленных политик и управлять процессом их реализации. Только не надо думать, что это смогут сделать какие-либо советы, работающие на общественной основе или структурные подразделения, встроенные в вертикаль власти.
Нужно понять, что в рыночной экономике конкурируют не товары, не предприятия, не регионы с их природными ресурсами, конкурируют мыслительные возможности управленческих команд.
При десятикратном отставании от развитых стран в производительности труда нет более прибыльных проектов, чем проекты сокращения этого разрыва за счет реформ систем управления на всех уровнях власти и хозяйствования.
Суть нашей ситуации в том, что при существующих методах управления и методах принятия решений дефицит товаров сменился дефицитом идей. Прежде всего, идей политических и управленческих, призванных резко повысить эффективность промышленного производства и на этой основе запустить процесс реализации неотложных социальных программ.