Недостатка в критике развитие экономики Ульяновской области сейчас явно не ощущает. Более того, огромное количество оппозиционных СМИ с явным удовольствием и со всеми подробностями обсуждают многочисленные примеры тяжелого экономического состояния на отдельных предприятиях нашей области, ругают действия местной власти (и подчас действительно для этого имеются все основания), строят всевозможные негативные прогнозы относительно нашего будущего.

КАК представляется автору, целью критических статей все-таки должно быть не очернение всего и всех и не нагнетание ощущения полной безысходности у населения, а конструктивный поиск решения экономических проблем региона и выхода из кризисных ситуаций. Другими словами, от поиска ответов на вопрос «Кто виноват?» нужно переходить к другому, а именно — «Что делать?».

Однако на этот вопрос ульяновские «борцы за народное счастье» отвечают с наименьшей охотой, то ли понимая, что им действительно нечего предложить в созидательном плане, то ли не считая важным саму постановку такого вопроса, то ли приберегая свои «прорывные» предложения к декабрьским выборам и не желая раньше времени открывать перед конкурентами свои ноу-хау в сфере макроэкономической политики. Как представляется автору настоящей статьи, скорее всего, дело обстоит в отсутствии каких-либо реалистичных предложений у доморощенных критиков, по-прежнему педалирующих большевистский принцип сначала «до основания все разрушить», а вот потом «на обломках» и заняться строительством очередного «светлого будущего». Нельзя же действительно всерьез воспринимать заявления многих из тех, кто сейчас рвется во власть, что никакой программы по решению накопившихся в экономике Ульяновской области проблем населению не надо, а нужно каждой корове из частного подворья выдать за счет средств бюджета эерна и фуража, что строительство школ в сельской местности без какого-либо учета сложившихся демографических тенденций было верным (сейчас эти школы из-за отсутствия в них детей попросту закрываются) и т.д.

ЕСТЕСТВЕННО, сказанное выше не означает необходимости запрета критики как таковой, продолжения необоснованных и неэффективных направлений социально-экономической политики. Здесь автору хотелось бы обратить внимание на два аспекта. Во-первых, крайне редко в местных оппозиционных СМИ критикуются действия директорского корпуса и самих работников предприятий, которые в большинстве случаев и несут большую часть ответственности в условиях полной хозяйственной самостоятельности за кризис своего бизнеса. Если уж на то пошло, то в проблемах ульяновской экономики «виновато» все местное сообщество, а не только отдельные его группы (только власть или только руководители предприятий), и выделить долю вины каждого представляется практически невозможным. Нежелание признавать и за собой ответственность за накопившийся негатив в ульяновской экономике активно толкает «старых» и «новых» местных политиков к критике чужих, а не собственных ошибок, стараясь представить себя и свою деятельность только в выгодном, но никак не в объективном свете. А, во-вторых, более подробно остановиться на тех конкретных мерах в сфере региональной государственной социально-экономической политики, которые позволят улучшить количественные и качественные параметры экономического роста в экономике Ульяновской области, выйти на устойчивую траекторию дальнейшего развития.

ЦЕНТРАЛЬНЫМ моментом в стабилизации социально-экономического развития региона считаю разработку ее Концепции (Стратегии), в которой на долгосрочную перспективу (до 2010 года, по крайней мере) сформулировать основные цели, стоящие перед экономикой Ульяновской области, наиболее приоритетные задачи и механизмы их решения. Цели и задачи, изложенные в Концепции, должны стать ориентирами при разработке отдельных отраслевых и целевых региональных программ, о которых будет отдельно сказано ниже. Причем разработанная Концепция должна реально претворяться в жизнь, а не быть пустым декларативным, никого ни к чему не обязывающим документом. Для контроля и мониторинга реализации Концепции целесообразно при губернаторе (или его заместителе по экономике) создать группу независимых экономических консультантов (советников). Представители этой группы будут озвучивать мнение экспертного сообщества, которое в Ульяновской области будет в подавляющем большинстве состоять из наиболее квалифицированных исследователей-экономистов государственных вузов, научных организаций и крупных компаний. Подобного рода структура активно действует при президенте США уже на протяжении более полувека и позволяет ключевые решения в области макроэкономического регулирования национальной экономики «доводить до ума», опираясь на собственные интеллектуальные ресурсы, сосредоточенные в университетах и науке. Подобного рода Концепции (Стратегии) должны быть разработаны и на уровне отдельных городов и сельских районов, где цели и задачи всей области адаптируются к особенностям социально-экономического развития конкретного административно-территориального образования.

Следующим шагом вполне может стать проведение постоянного анализа развития региональной экономики в целом, основные итоги которого должны освещаться квалифицированными аналитиками, в том числе из группы независимых консультантов в местных СМИ (в рамках специально подготовленной аналитической программы на ГТРК «Волга»), общественном экономическом совете при председателе ЗС, «круглых столах» и пресс-конференциях, проводимых с участием власти, и тому подобных общественных форумах. Подобной работой вполне мог бы заняться организуемый сейчас при Ульяновском государственном университете Научный центр региональных экономических исследований и разработок, основным предназначением которого видится объединение исследователей разных организаций в мобильные временные творческие коллективы, собираемые для решения конкретных задач. При этом ключевым вопросом здесь можно считать не только проведение компетентного макроэкономического анализа, но главное — разработку прогнозов и сценариев дальнейшего социально-экономического развития области, по крайней мере на ближайшие 2-3 года вперед. Инструментарий для подобных прогнозов в экономической науке разработан уже давно, дело остается за его применением. Публикация в открытой прессе прогнозов социально-экономического развития позволит руководителям и менеджерам многих ульяновских предприятий составлять свои корпоративные планы и программы развития, зная, например, какая в течение года ожидается инфляция на потребительском рынке, как планируется изменять тарифы на электроэнергию, какие отрасли будут в текущем году наиболее быстро растущими, лидерами инвестиционного спроса и т.д. Широкое обсуждение будущего позволит ввести полемику о перспективах экономического развития, активно обсуждаемую в СМИ, в конструктивное русло, основанную на анализе статистически значимых тенденций и фактов. Публикация подобных прогнозов составит честь любой газете, претендующей на взвешенное освещение текущих событий в нашей области, может быть в продолжение этих идей появится и проект организации самостоятельного общественно-научного издания, которое восполнит острый дефицит на объективный экономический анализ в нашем регионе.

ПЕРВЫЕ два шага (Концепция, Анализ и Прогноз) являются скорее предварительными в решении задачи выхода региональной экономики на траекторию устойчивого экономического роста. Это своего рода «голова», у которой должно быть много «рук» — региональных и целевых программ, построенных по отраслевому принципу. Например, программа развития промышленности Ульяновской области, программа внутриобластной кооперации, программа поддержки и развития личного подсобного хозяйства, программа поддержки и развития общественного транспорта, программа выхода из демографического кризиса, программа реформирования и антикризисного управления ЖКХ, программа развития ипотеки, программа развития индивидуального, малого и среднего бизнеса и т.д. Местной научной и бизнес-элите при активной заинтересованности власти и ее поддержке вполне по силам определиться с приоритетным списком подобных программ и организовать их разработку. Следует сказать, что по глубокому убеждению автора, в каждой отрасли ульяновской экономики имеются свои точки роста, на адресную поддержку которых и должно быть направлено действие многочисленных целевых программ. При этом в большинстве случаев их реализация не потребует значительных бюджетных вливаний, основной смысл заключается в формировании благоприятной среды развития местного бизнеса, вполне способного справиться с имеющимися у него проблемами, пользуясь административным «ресурсом». Центральной проблемой видится устранение многочисленных административных барьеров и ограничений, стоящих на пути свободного доступа продукции ульяновских предприятий к своим же потребителям. Необходимо отчетливо понимать, что сама по себе разработка программ, даже если за это берется нобелевский лауреат по экономике, ничего решить не может. Эффект будет только тогда, когда в реализации этих программ примет участие значительное количество заинтересованных предприятий и организаций — тех работодателей и товаропроизводителей, результаты работы которых и определяют «лицо» ульяновской экономики. Для их посильной активизации в решении актуальных проблем региональной экономики в «орбиту» каждой программы на конкурсной основе должны привлекаться как можно большее количество потенциальных участников, чтобы из их числа отобрать тех, которые станут в своем роде «локомотивами» структурных изменений в своих отраслях. Для координации работ в рамках каждой из программ создается Управляющий совет программы, в который входит до 20 наиболее активных участников (больше участников нецелесообразно). В условиях резкого ограничения администраций области, городов и сельских районов, налагаемых на предельный контингент чиновников, каждый заместитель губернатора должен быть «окружен» своими профильными общественно-экспертными советами и рабочими группами, которые помогут вовлечь в процесс обоснования и принятия управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти наиболее активную часть нашего общества и совместными усилиями добиваться положительных изменений. Еще раз подчеркну: без массового вовлечения в разработку мер и механизмов государственной экономической политики бизнес-, научной, политической и других элит прогресс на пути подъема экономики Ульяновской области попросту невозможен. Более того, в функции этих структур должно обязательно входить активное разъяснение «устами представителей всевозможных элит» причин, особенностей и последствий предлагаемых ими и тех окончательных вариантов решений, которые совместно с органами государственного управления будут претворяться в жизнь. Изменение менталитета населения в направлении мотивации на созидательный труд и решение собственными усилиями своих проблем — одна из главнейших целей таких советов, функционирующих на общественной основе. Здесь можно полностью апеллировать к известной цитате из Библии: «время разбрасывать камни, время собирать камни». Кстати, подобного рода советы и группы с успехом функционируют во многих соседних регионах Поволжья и страны в целом.

ОСОБОЕ внимание при обсуждении проблем экономического развития всегда отводилось инвестициям. Не является исключением и ситуация в нашей области. Консолидированным выражением инвестиционной политики должна стать разработка инвестиционного Атласа, в котором в соответствии с методикой ЮНИДО будут представлены наиболее привлекательные инвестиционные проекты нашего региона. Данные проекты можно будет активно включать в ФЦП и ФАИП России, финансируемые из федерального бюджета, на условиях многосторонних соглашений и софинансирования с предполагаемыми инвесторами. Крайне актуальной представляется оценка приемлемости различных инструментов привлечения в региональную экономику необходимых инвестиционных ресурсов: организация вексельного обращения; разнообразных форм ипотечного, товарного и потребительского кредита; концессионное управление государственной собственностью без передачи последней частному инвестору; содействие переливу капитала из более рентабельных отраслей в менее рентабельные (например, из торговли и переработки в производство с/х сырья); компенсация части процентных ставок и предоставление всевозможных финансовых гарантий субъектам предпринимательства со стороны бюджета и банков; заключение соглашений о разделе продукции; привлечение финансовых ресурсов крупных национальных и мировых компаний на взаимовыгодных условиях; конкурсное участие местных предприятий в торгах российских бирж и оптовых рынков и т.д. По каждому инструменту можно представить наиболее приемлемую форму его использования в интересах экономики Ульяновской области. При этом до инвестирования в отрасли необходимо провести их предварительную санацию, которая позволит заметно улучшить их инвестиционный рейтинг. Так, например, в сельском хозяйстве Ульяновской области из-за воровства руководства предприятий, их элементарной неграмотности в юридических, налоговых, бюджетных вопросах эта отрасль теряет в 8-10 раз больше на штрафах, пенях и других санкциях, чем получает дотаций из государственного бюджета. Поэтому простым увеличением дотаций или привлечением инвестиций здесь делу не поможешь. Наведение элементарного порядка в бухгалтерском и управленческом учете — ключевая предпосылка инвестиционной привлекательности отрасли, которая как ничто другое может дать в сельском хозяйстве заметный экономический эффект.

ОТДЕЛЬНО следует остановиться на реформировании экономических механизмов социальной сферы. Отрасли образования, здравоохранения, культуры и искусства и другие остро нуждаются как в повышении экономической эффективности выделяемых им бюджетных средств, так и в привлечении внебюджетных ресурсов. Целесообразно внимательное изучение платежеспособности спроса на каждом из сегментов оказываемых социальных услуг с целью их дифференциации по отношению к возможному переводу на платную форму их оказания (коммерциализация бюджетного сектора). Можно предвидеть возражения, что наше население пытаются в очередной раз заставить платить за то, что раньше потреблялось бесплатно. На это можно ответить оппонентам тем, что если все оставить без изменений, то социальной сферы в обозримом будущем может просто не остаться из-за отсутствия необходимых средств на обновление основных фондов, модернизацию, приобретение современного оборудования и технологий.

В рамках газетной статьи, естественно, невозможно показать все разнообразие путей решения многочисленных проблем экономики Ульяновской области, которые предлагает современная экономическая теория, российская и международная практика. По-хорошему, каждой из них должна быть посвящена отдельная статья. Кроме того, одна и та же проблема, как правило, имеет несколько возможных способов решения, выбрать один из которых зачастую непросто. Автор высказывает некоторую надежду на то, что озвученные в данной статье предложения найдут отклик во властных и бизнес-структурах или, по крайней мере, будут способствовать поиску нестандартных решений застарелых проблем. А в качестве предложения на будущее автор предлагает всем заинтересованным сторонам организовать обсуждение на страницах «Народной газеты» мер, механизмов и способов решения реальных экономических задач нашего региона.