Красиво жить, говорят, не запретишь. Но если эта, с позволения сказать, красота способна омрачить жизнь десятков и сотен других людей, что тогда? К сожалению, глядя на то, что творится сегодня на улице Средний Венец, где жители пытаются отстоять свое право на достойную и безопасную жизнь, приходишь к мнению, что и тем, кто хочет жить красиво, и чиновникам, им в этом способствующим, на мнение простых горожан плевать…

Средний Венец – улица тихая, спокойная, от оживленных городских магистралей изолированная. Стоят здесь, в основном, старенькие “хрущобы”, сорок лет назад построенные. И народ на улице живет тем домам подстать, – большей частью, пожилой да хворый – многие специально сюда перебрались, подальше от шума городского, от смога центральных улиц.

Но недавно спокойствие Среднего Венца было нарушено: вознамерилась компания “Максима-Х” между полуживыми пятиэтажками, некоторые из которых чудом еще не рассыпались, элитный дом для новых хозяев жизни построить. О трех этажах с мансардой, со встроенными гаражами и двухуровневыми блокированными квартирами. С автономной котельной, палисадниками, и детской площадкой за монолитным бетонным забором и железными воротами, перед которыми круглосуточно будет стоять вооруженная охрана.

Причин для беспокойства у старожилов Среднего Венца более чем достаточно. Во-первых, улица находится в оползневой зоне, во-вторых, дома здесь стоят то на болоте, то на мокрых грунтах, и когда улица в 60-х годах застраивалась, градостроители, все тщательно просчитав, поставили здесь ровно столько домов, сколько могла земля без перегрузки выдержать, чтобы грунтовые воды в подвалы не хлынули, подмывая их ленточные фундаменты. Другими словами говоря, строить в этой части города просто больше нельзя – опасно. В чем была уже возможность убедиться: 14 лет назад, например, построили здесь новый дом (№23) – и стала вода в дотоле сухих подвалах появляться. А потом, когда эпопея с УЦМ началась, на пустыре за четвертой школой хотели, было, училище, что ли, какое-то построить. Да только забив сваи, стройку и забросили, – грунтовая вода котлован затопила.

Вот на этом-то заброшенном свайном поле и вздумала компания “Максима-Х” элитный дом с квартирами на продажу (стоимость каждой, говорят, под семь миллионов рублей будет) построить. Разработали проект, почти все необходимые согласования у чиновников прошли, – с деньгами это не проблема, а потом и мэр Романенко к этой компании явно благоволит, о чем можно по продаже “Максиме” акций того же ЦУМа судить. Хотя, возможно, участок под строительство дома-усадьбы, был обещан компании за то, что берется она что-то там для города такое построить, чего в других городах нет. Например, трассу для кольцевых автогонок в районе губернаторского “ледового дворца”. Впрочем, не стоит вдаваться в догадки и домыслы. Перед нами факты: “Максима-Х” уже вложила средства в дом, которого пока нет и отступать, похоже, не намерена. Ни перед чем.

Хотя главного согласия на строительство дома компания не получила и вряд ли получит, – жители окрестных домов, которым элитная трехэтажка высотой 15 метров заметно сузит жизненное пространство, превратив пешеходную дорожку у дома №21 в проезжую часть и лишив солнечного света многих жильцов дома №23, которые будут обречены вместо солнца созерцать серый и унылый бетонный забор, категорически против начатого уже строительства. Но их протестов господа чиновники (глава администрации Ленинского района господин Букин и “главный строитель” района господин Казаков) вроде как и не слышат, всячески стараясь не допустить или оттянуть время проведения схода граждан, который по Уставу города выносит обязательное для мэрии решение, быть новому дому или нет.

Господин Казаков пытался подменить сход проведением опроса граждан, живущих в двадцать третьем (и только!) доме. И то письма Ленинской администрации рассылались не всем: те, кто помоложе, пообразованнее, да побойчее таких писем не получили. Но на заключительном заседании экспертной комиссии по новостройке, эти письма были представлены как результат обсуждения объекта с гражданами и общественными организациями. А когда возмущенные представители общественности стали вслух говорить о том, что без решения схода эти письма ничего не значат, господин Казаков сказал, что без учета мнения общественности мэр разрешения на строительство не подпишет.

Подписал? Неизвестно. Но строительство, тем не менее, началось, и по месту, где намечается возведение элитного жилья, уже ползает, что-то равняя, бульдозер. А по тротуару вдоль дома №21, где сидят на скамейках старушки и играет в “классики” ребятня, громыхают грузовики. Кстати, с ГИБДД-ГАИ проект строительства и подъездные пути к нему не согласованы – не нашли, видимо, “максимцы” похода к “гаишникам”. Или сочли это согласование пустяком, не достойным траты на него драгоценного предпринимательского времени.

События вокруг строительства дома-крепости на Среднем Венце еще не достигли своего апогея. На начало сентября намечено проведение схода граждан, экологи уже высказались против строительства, представители общественности обивают пороги прокуратуры, законодательного собрания, администрации области, редакций телевидения и газет. Они полны решимости остановить “Максиму-Х” и добиться того, чтобы вместо жилого дома с охраной и гаражами на пустыре за школой появилась, наконец, нормальная спортивная площадка.

Вот только удастся ли им это, если чиновники не на их стороне? Земля в центре города, говорят они, слишком дорого стоит, чтобы на ней в футбол играть. А “Максима-Х” при их, надо полагать, небескорыстном участии, своего обычно добивается. Даже путем обмана, как это было, например, на улице Заречной, где построила эта компания бензозаправку. Обещали заволжцам ее представители и спортплощадки во дворах оборудовать, и кодовые замки на подъездах установить, и деревья под окнами насажать, но ничего так и не было выполнено, хотя пошел с тех пор уже пятый год. А зачем что-то делать для людей, если на них, по большому счету, плевать?