Сегодняшний выпуск нашей «Правды-матки» мы решили посвятить второму по величине и значимости городу нашего региона – Димитровграду. Не секрет, что в советское время город атомщиков, защищенный от многих проблем тех лет и категорией снабжения, и повышенным вниманием со стороны государства, жил как бы отдельной, совсем не ульяновской жизнью. Помнится, жители областного центра, как в Москву, ездили сюда за покупками и возвращались домой, везя в сумках и авоськах колбасу, бананы, сгущенное молоко, одежду, одеяла, женские сапоги – все то, что называлось тогда почти забытым сегодня словом «дефицит». Те времена прошли, и сегодня Димитровград не столь сильно выделяется в ряду других муниципальных образований области, хотя какие-то особенности за ним все-таки есть. С них, с этих особенностей, и началась беседа нашего корреспондента с членом редакционного совета газеты «73 регион», председателем Совета директоров ОАО «Милан», генеральным директором Ульяновского хладокомбината Сергеем ГЕРАСИМОВЫМ.
– Сергей Алексеевич, собственно говоря, первый вопрос уже прозвучал. Он – об особенностях, отличающих Димитровград от других городов и весей нашего края. В чем они, по-вашему, заключаются?
– В Димитровграде мне приходится бывать довольно часто: и друзья у меня здесь есть, и бизнес с этим городом связан, да и просто нравится мне этот уютный город, с его соснами на чистых, не в пример ульяновским, улицах. Где не валяются на каждом шагу банки из-под пива, пустые пластиковые бутылки и прочий мусор. Вот вам, кстати, и первая особенность. Но что сразу ощущается по приезде сюда, так это какая-то не ульяновская атмосфера. Она в Димитровграде, скорее, самарская, чем ульяновская. И как бы в подтверждение этому на проспекте Димитрова в бывшем магазине «Юность», куда ульяновцы за детской одеждой ездили, разместился офисы тольяттинского «Автовазбанка», других самарских фирм. И реклама на автобусах на какой-то неульяновский манер исполнена, не в наших, так сказать, традициях. Вообще, заметное влияние Самары, ее бизнеса, наверное, и есть главная особенность Димитровграда. А ведь это просто так не возникает, и значит, влияние самарского бизнеса на экономику города, неизбежно и, полагаю, велико. Одна компания «СОК», взявшая под свой контроль ДААЗ с его 14-тысячным коллективом чего стоит!
– А это хорошо или плохо? Думается, рядовым-то димитровградцам и дела нет до того, под влиянием чьего бизнеса они вместе со своим городом находятся. Для них главное, что налоги в бюджет поступают и в нем, в бюджете, находятся деньги на отопление, горячую воду и даже на содержание в чистоте улиц и скверов. Что еще простому горожанину нужно?
– Горожанину, обывателю то есть, может быть, ничего больше и не нужно. Но если взглянуть на эту проблему шире…
Вот, наши областные власти все время говорят о необходимости привлечения в нашу область инвесторов из других регионов. Дескать, это благо, поскольку богатые инвесторы будут регулярно платить налоги в областную казну. Правда, почему-то иногда (причем, довольно часто) «путают» инвестирование – вложение средств в развитие предприятий с последующим извлечением из этого выгоды, с банальной распродажей этих самых предприятий. А став собственником, скажем ульяновского «Спиртпрома» или того же димитровградского ДААЗа, иногородний бизнесмен может на вполне законных основаниях уйти от налогов в казну того региона, где располагается то или иное предприятие. И чаще всего именно так и происходит – львиная доля налогов уходит за пределы нашей области, а мы довольствуемся крохами. И если этих крох хватает на ГВС и дворников, то даже и радуемся жизни. Но так мы никогда не станем жить не только как в Москве, но даже и так, как в той же Самаре! Вы думаете, почему 95 процентов финансовых потоков направлены в Москву, или почему Самара успешно развивается? Да потому, что московский и самарский бизнес попросту «отжимают» многие другие регионы, включая наш! Причем, отжимают так, что тот же «Спиртпром» достался новым хозяевам всего за одну десятую часть своей реальной стоимости. О размерах «откатов», получаемых чиновниками в таких случаях и говорить страшно – они исчисляются десятками миллионов рублей. Поэтому, я считаю, что областные и муниципальные власти просто обязаны ориентироваться, в первую очередь, на местных инвесторов, готовых вложить свои средства в развитие наших предприятий
– Сергей Алексеевич, в последнее время, например, в Ульяновске, да и в Димитровграде тоже, наметился настоящий строительный бум. В планах городских властей строительство торгово-офисных центров по всему городу – от центра до окраин. Жилищное же строительство, можно сказать, еле дышит. А ведь были времена, когда наша область вводила до миллиона квадратных метров жилья ежегодно. Что вы думаете по этому поводу?
– Что касается застройки центральной части городов торгово-офисными центрами, то это – сложившаяся мировая, если хотите, практика. В современных условиях центр любого города должен быть деловым. А что касается строительства жилья, то я считаю, что без нормальной конкуренции на строительном рынке мы никогда не сможем строить доступное для большинства людей жилье. Почему? А потому, что строительная сфера насквозь поражена коррупцией и чиновники, выделяя участки под строительство одним фирмам и отказывая в этом другим, преследуют часто только свои корыстные интересы. А была бы конкуренция – и цены на квартиры стали бы снижаться, и денег в бюджеты от застройщиков стало бы поступать больше, что позволило бы власти строить и, так называемое, социальное жилье для тех, кто никогда не сможет себе купить квартиру в элитном доме, для молодых специалистов, например.
– Уж коль скоро мы заговорили о строительстве, то давайте коснемся одной животрепещущей и для Димитровграда, и для всего региона темы. Я имею в виду разговоры о строительстве неподалеку от НИИАРа атомной электростанции.
– Что касается строительства АЭС под Димитровградом, то история эта началась не вчера, а еще в 2000 году. И вокруг нее много непонятного: Минатом вроде бы открестился от этой затеи. Но опыт Балаковской АЭС, где, несмотря на успокаивающие обещания и заверения, атомщики наращивают мощности станции, подсказывают что «ядерные» чиновники пытаются усыпить общественное мнение. Известно, что планы строительства АЭС у нас в регионе предусмотрены федеральной программой и простираются до 2012 года. Сегодня, надо сказать, очень удобный для властей момент для навязывания жителям нашей области уже имеющим в Димитровграде атомную станцию в виде семи реакторов ВК-50 еще одну – энергетические проблемы стоят в регионе очень остро. И они прекрасно понимают, что если упустить нынешний момент, то потом свой опасный атомный объект не навяжешь региону ни какими силами. Но я убежден, что энергетические проблемы нужно решать с помощью развития энергоэффективности и безопасных возобновляемых источников энергии. Да и существующих энергомощностей области вполне хватает и без АЭС, а электроэнергия, получаемая от ТЭЦ намного дешевле. Достаточно, думается, того, чтобы задействовать существующие мощности на полную силу.
– АЭС – это, конечно, опасно. Но не меньшую опасность для Димитровграда и всей области представляют и ядерные отходы, которые везут в наш регион со всего света…
– Вот это, действительно, проблема. И обязаны мы тем, что она на нашу область свалилась, не в последнюю очередь, благодаря нашим депутатам Госдумы прошлого созыва – Кругликову, Орлову и Голубкову, проголосовавшим, в свое время, за ввоз ядерных отходов в наш регион, и депутатам нашего ЗС первого созыва – ведь это они первыми подняли этот вопрос и чуть ли не с инициативой в правительство вышли. Приложил к этому руку и ЗС прошлого созыва: Грачев, помнится, наобещал «златые горы» в виде валютных поступлений. Не знаю, может быть кто-то из депутатов и ощутил валютные поступления (в свой карман) только бюджет, насколько известно, не получил от ввоза ни цента. Радиация сама по себе опасна настолько, что как ее не прячь, на какую глубину не закапывай, она, рано или поздно, даст себя знать. На западе это поняли, поняли даже в Ливии, Болгарии и Югославии. И выбрали в качестве мировой ядерной свалки маленький город Димитровград, которого и на карте-то не найти. А помогли им в этом, повторяю, наши народные избранники, помогает сегодня и еще один наш депутат, сам, в прошлом, атомщик – Валентин Иванов. Будет потомкам нашим кого «благодарить»
– Но говорят, что димитровградский полигон надежен…
– Если бы… Жидкие ядерные отходы просто закачивают в глубинные водоносные пласты. Но никто не знает, где зараженная вода выйдет на поверхность земли, и когда. Ученые говорят о тысячелетиях, но уверенности в их голосах что-то не слышится. Тем более что радиационные исследования Куйбышевского водохранилища показали, что Волга заражена сильно. А теперь, вот и цезий-137 объявился. Откуда, спрашивается?
Да, за переработку и захоронение ядерных отходов хорошо платят. Неплохо зарабатывает кое-кто и на их транспортировке. Но смотришь на такие «заработки» и кричать хочется: одумайтесь люди, вы же не за работу деньги получаете, вы же смерть себе и детям своим покупаете! Но в погоне за прибылью любой ценой, эти люди будто оглохли. Что, «после нас – хоть потоп»? Забыли, господа хорошие, что во всем мире от такого способа «избавления» от отходов давно отказались, и, кстати, наш закон об охране окружающей среды категорически это запрещает.
– Ну, что ж, на этом, наверное, и будем заканчивать нашу беседу, хотя последняя нота в ней прозвучала не совсем весело. Что бы вы хотели пожелать димитровградцам?
– Оптимизма, терпения. А главное, это не ошибиться на выборах в декабре этого года, когда от этого будет зависеть то, как мы все будем дальше жить: спокойно и уверенно или в постоянном страхе и ожидании беды. Я – за первое…
Все наши беды, как ни крути, исходят от нас самих, от того, каким образом проявляем мы свою жизненную позицию – активно или пассивно. В конце концов, коррупция чиновников, вседозволенность властей – от нашей пассивности, от «претерпелости», как говаривал в свое время Евтушенко. А от этого можно избавиться вполне легитимным путем, – через предстоящие выборы. Что для этого нужно? Надо быть патриотами своего края и оберегать его от «набегов» нечистых на руку дельцов. В нашем доме – нам и порядок наводить…