В последнее время местные политологи все чаще называют мэра Димитровграда Сергея Морозова в числе возможных претендентов на губернаторское кресло на предстоящих в декабре этого года выборах. Да и сам Морозов в этом году заметно активизировался: он старается высказываться по любой интересующей общественность проблеме, охотно дает многочисленные интервью, пресс-конференции, создавая себе имидж радеющего за нужды избирателей политика.

Однако фигура Сергея Морозова практически неизвестна широким избирательским кругам нашей области. Кто же он такой, мэр «Культурной столицы Поволжья» Сергей Морозов?

В 1959 году родился в Ульяновске. В 1987 году окончил Всесоюзный юридический заочный институт по специальности “Правоведение”. С 1981 по февраль 2000 года работал в органах внутренних дел. Имеет звание подполковника милиции. Закончил службу в должности начальника ГУВД Димитровграда.

Оценивать, как служил Морозов на страже порядка мы не будем. Скажем только, что Димитровград всегда был самым неблагополучным, в плане криминогенной обстановки, городом области. Отчасти, это объясняется наличием в окрестностях города нескольких подразделений УИН или, попросту, «зон», но только отчасти. А остальное… впрочем, не будем делать каких-то намеков, а вспомним байку, имевшую хождение в 1999 году. А звучала она примерно так:

Сидят в кабинете трое: губернатор, начальник УВД и прокурор области. И милицейский генерал спрашивает у прокурора, когда, мол, поедем Морозова за брать? Прокурор, не задумываясь, ответил: да хоть сейчас, «хвост» за полковником тянется – лиса позавидует! Услышал это губернатор и вспылил: вы что, дескать, мужики, меня подставить хотите? Предвыборный год предстоит, мне скандалы ни к чему! Вот после выборов – пожалуйста!..

Байка, она, конечно, байка и есть. Только в феврале 2000-го полковника Морозова, не дослужившего еще и 20 лет – минимальной для офицера милиции «пенсионной» выслуги – из органов тихонько «ушли».

За что? Начальству виднее, если не сочло оно возможным дать начальнику димитровградского ГУВД даже один год дослужить. Но то, что буквально подмявшая под себя практически весь город самарская группа компаний «СОК» начала свое вхождение в Димитровград в бытность Морозова главным стражем порядка в городе, – это факт, почти неоспоримый. Равно, как и то, что именно эта группа в немалой степени помогла отставному милиционеру взгромоздиться в кресло мэра города, а сегодня усиленно «толкает» его и на штурм кресла губернаторского – об этом в Димитровграде сегодня только пациенты психоневрологического диспансера не догадываются. И то потому, что у них других проблем по горло – разваливается диспансер на глазах, а крыша его больше не на кров, а на сито похожа.

Став мэром в то же время, когда и Шаманов стал губернатором, господин Морозов, на протяжении трех лет, всегда подчеркивал свою лояльность губернатору. Но после выборов депутатов Госдумы в декабре прошлого года стал заметно отклоняться от губернаторского фарватера, доходя, порой, до едва ли не оппозиционных высказываний в адрес генерала и проводимой им политики. Одно высказывание о том, что Димитровград является единственным донором областного бюджета, чего стоит!

На самом же деле, Димитровград никогда не был бюджетным донором. И дела в городской бюджетной сфере обстоят далеко не блестяще: так же, как и в Ульяновске, здесь растут тарифы, так же, как и в областном центре, пришел в полный упадок городской общественный транспорт. И здесь, бывает, месяцами не получают зарплату учителя и врачи. И все это происходит на фоне такого же, как и в Ульяновске, бессовестного обогащения чиновников. Сам Морозов, как утверждают некоторые из димитровградских оппозиционеров, за время своего «княжения» приобрел три автомобиля – «шестерку», «десятку» и «Ауди», – два из которых (ради экономии личных средств?) передал в аренду… мэрии, и они содержатся за счет налогоплательщиков Димитровграда. «Скромная» зарплата главы муниципалитета позволила ему, однако, не только делать столь дорогие покупки, но, например, и частенько совершать вояжи за границу.

Недорогого стоит и затея димитровградского «головы» с присвоением городу статуса наукограда. Ее можно назвать только чисто «пиаровской» акцией, направленной опять же на утверждение благоприятного имиджа господина Морозова. Ибо войти в число наукоградов (этот статус, дающий немалые финансовые привилегии, имеют сегодня семь городов России) Димитровграду, судя по всему, не светит – не вписывается он в критерии отбора, не отвечает их требованиям. Уже потому, что НИИАР находится не в городе, а на территории Мелекесского района. Но если даже чиновникам и удастся решить вопрос о присоединении части (4000 га) названного района к Димитровграду, то как они выставят НИИАР градообразующим предприятием? На эту роль претендует ДААЗ, но чтобы наукоград «базировался» на нем, это предприятие должно выпускать 50 процентов наукоемкой продукции. Однако и допустив, что Морозов со товарищи даже дикомовскую колбасу сумеет провести, как наукоемкую продукцию, заветный статус останется для Димитровграда недосягаемым. Согласно критериям отбора, город-претендент должен получать из регионального бюджета в качестве трансфертов ровно половину своих налоговых отчислений. А этого при катастрофической бедности области и дырявом, как дуршлаг, бюджете, просто не может быть. Никогда.

В принципе, за что в Димитровграде ни возьмись, какую из морозовских инициатив ни ковырни, – кругом чистой воды «паблик рилейшн», «пиар», то есть, нужный названному господину (или группе компаний «СОК»?), думается, только для достижения одной цели – остаться во власти.