Что и говорить, не одно поколение сельских жителей выросло под бесшабашным лозунгом, призывающим общественное считать своим. Но не для того, чтобы беречь и преумножать трудом многих и многих людей созданное и нажитое, а растаскивать и разбазаривать. И общественное и даже государственное многими и доныне воспринимается как свое или, что еще хуже, ничье…

И строй колхозный давно уж канул в лету, а самые дурные черты его живут и поныне. И проявляются как в поступках многих простых членов различных СПК и прочих хозяйств, так и в действиях чиновников. Но если первые растаскивают и разбазаривают общественное, то вторые замахиваются и на государственное.

Вот всего лишь одна короткая справка: за последние месяцы прокурором Мелекесского района опротестовано четыре правовых акта в сфере земельного законодательства и три – в сфере охраны окружающей среды. Думаете, что за этими протестами прокуроскими стоит? А оно самое: “Все вокруг колхозное, все вокруг мое!”. Вот, например, пожелал глава Русско-Мелекесской сельской администрации своим односельчанам приятное сделать и – бац! – своим (волевым, не иначе!) решением выделил каждому по 12 соток под приусадебные участки. А что Земельный кодекс не позволяет ему муниципальными землями распоряжаться, так и что с того, кто этот самый кодекс читал? Оказывается, есть в нашей стране не только те, кто законы пишет, но и те, кто их внимательно читает и присматривает потом, чтобы мы по невежеству своему чего-то там не нарушили. Потому, как незнание закона от ответственности за его нарушение никого не освобождает, даже чиновников. Короче говоря, опротестовал прокурор решение сельского “головы” как незаконное – не по чину замахнулся деревенский “мэр”.

А вот глава района господин Чигаков, тот какими-то жалкими сотками оперировать не стал – чего мелочиться? Он изъял у СПК “Ирек” из состава земель сельхозназначения сразу без малого 22 гектара и любезно предоставил их двум хорошим людям. Чтобы фермерствовали, значит, вчерашние безземельные граждане с его благословения. А потом оказалось, что не имеет права глава района сельскохозяйственными землями, которые пайщикам СПК принадлежат, распоряжаться как цветочными горшками на своем подоконнике, а его распоряжение есть не что иное, как превышение властных полномочий.

Ну, а если землей сельские начальники распоряжаются, как Бог на душу положит, то уж про воду и говорить нечего – кто ее, воду, учтет, кто посчитает? Оказывается, и такие люди есть. В лице все тех же прокуроров. И законы про воду написаны, оказывается. И соблюдать их, как ни странно, требуется. А этого в районе не знали 12 из 38 водопользователей-юридических лиц и не имели соответствующих лицензий. Поэтому из 198 подземных источников в районе только чуть больше половины (105) имеют ограждения охранной зоны. Пришлось прокурору и в вопросы водопользования вмешиваться и наказывать ответственных (в смысле, безответственных) лиц к административным взысканиям в виде штрафов по 500 рублей с каждого.

Только изменят ли штрафы и прокурорские протесты положение дел, если привычка распоряжаться чужим, общественным или государственным как своим давно стала неотъемлемой чертой наших властных чиновникам. И не только сельским, кстати. Городским лозунг “Все вокруг колхозное…” тоже и знаком, и понятен больше, чем всякие там законы…