Любое преступление – это всегда чья-то боль, и грешно человеческую трагедию превращать в газетную сенсацию, как делают сегодня многие СМИ. Ибо на такой спекуляции взращиваются отнюдь не безобидные эмоции и правила поведения. Грешно также приукрашивать криминальную обстановку в обществе, в чем поднаторели современные милицейские чиновники, имеющие в своем распоряжении многочисленные штаты пресс-служб, бесплатное время на телевидении и неограниченные финансовые возможности. Парадокс времени – на восхваление своих заслуг милицейское начальство не жалеет ничего, а на укрепление материально-технической базы и зарплату рядовых сотрудников отпускает крохи.

О чем умалчивает статистика?

Недавно в УВД Ульяновской области прошла пресс-конференция, на которой были оглашены результаты криминальной статистики последних лет. Вывод нашего милицейского начальства традиционно бодрый и оптимистичный – с преступностью воюем всеми силами, и она неуклонно снижается. И это вопреки бытующему мнению, что криминальная обстановка в Ульяновской области с каждым годом . Кто же прав? Четыре года назад, судя по диаграмме, подготовленной УВД, действительно наблюдался взлет криминала, а затем наступил спад. Если в первой половине 2001 года было зарегистрировано более 12 тысяч преступлений, то на 1 июля 2003 года – 9,8 тысяч преступлений. В этом году за тот же период пришлось 9795 преступлений. О чем говорят эти цифры? Или наша милиция стала работать лучше? Или преступников поубавилось?

На самом деле криминальная обстановка в нашем регионе не улучшилась, как хотелось бы всем нам и тем же работникам милиции. Просто с 2002 года, в связи с изменениями в уголовном законодательстве, из криминальной статистики стали «изымать» мелкие кражи и зачислять их в административные правонарушения. Отсюда – и так называемый «спад» преступности.

Основной показатель работы правоохранительных органов – раскрываемость (или иначе «удельный вес расследованных преступлений») в течение последних шести лет неуклонно снижается – вне зависимости от колебаний уровня преступности. В 1999 году правоохранители раскрыли 79,6% преступлений, в 2000 –77,1%, в 2001 – 73,7%, в 2002 – 73,3%, в 2003 – 67,6%, в 2004 – 65,2% (данные – за первое полугодие каждого года).

Эти цифры и без комментариев достаточно красноречивы!

Больше разбоев и грабежей

Идем дальше. Если приглядеться к отдельным видам преступлений, то их число не снижается, а напротив – растет. Так разбоев стало больше на 40%, а грабежей – на 61%. Красть (то есть похищать имущество тайно) за период с середины прошлого года по 1 июля нынешнего тоже стали больше, на 13%. Почти втрое подскочило число поджогов (с 21 до 61 случаев). Больше (на 11%) зарегистрировано экономических преступлений, что, впрочем, говорит, возможно, о качественной работе подразделений БЭП, ведь преступления в сфере экономики нужно сначала выявить. Так вот, выявлять стали больше. Немного (на 0,5%) выросло и число умышленных убийств.

А теперь рассмотрим, за счет каких же преступлений идет общее якобы улучшение криминальной обстановки, нарисованной статистикой УВД?

Прежде всего, резко (на 72%) упало количество случаев уголовно наказуемого (раньше говорили – «злостного») хулиганства, неправомерного завладения автотранспортом (проще – угонов, на 20%, не путать с кражами автотранспорта, это разные статьи УК) и преступлений, связанных с наркотиками (на 26%). Впрочем, наркотические преступления также нужно сначала выявлять. Выявлять стали меньше. Возможно, это связано с созданием год назад на месте налоговой полиции комитета по наркоконтролю, который и забрал на себя часть милицейских функций, мы же пользуемся статистикой УВД. Меньше стало случаев нанесения тяжкого вреда здоровью (тяжких телесных повреждений) – на 6%.

Цветмет выходит из моды?

Самое распространенное преступление – кража. Их в текущем году было зарегистрировано 3702. Крадут как из мест хранения товаров (складов, баз, магазинов – зарегистрировано 242 случая), так и из квартир – 595 случаев. Зарегистрировано 295 краж автомототранспота, 223 кражи скота и 354 кражи цветмета. Что интересно, хищений цветных металлов по сравнению с серединой прошлого года стало меньше – на 6%. Наверное, все что можно – уже украли. Преступный спрос на все остальное продолжает расти.

Кража – один из самых проблемных для милиции видов преступлений. Так, квартирных краж раскрывается едва больше половины – 53%, еще меньше – краж из складов, баз, магазинов (46%). Похитителя скота выводят на чистую воду лишь в 37% случаев, а искать украденный автотранспорт – дело почти безнадежное (раскрыто лишь 11% преступлений).

Фоторобот наших дней

Каково «обобщенное» лицо преступника наших дней? Всего лиц, совершивших преступления в первом полугодии 2004 года, выявлено 4851. По возрастным группам они распределяются так. 3% составляют 14-15 летние, 8% – 16-17 летние, более четверти (26%) -18-24-летние, 14% -25-29 летние и 36% -30-49 летние.

29% преступников – рецидивисты, т.е. лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности.

16% лиц, совершивших уголовные преступления составляют рабочие, 2% служащие, 0,5% – работники сельского хозяйства, 0,6% – предприниматели без образования юридического лица. Указаны в милицейской статистике также 4 работника органов государственного управления и один работник кредитно финансовой и банковской системы. Высшее образование имеет 3% уголовников. 16% преступников – женщины, 6% – учащиеся, 1% – студенты. Каждый второй определяется статистическими данными как лицо без постоянного источника дохода, а 6% – как безработный. Каждый четвертый в момент совершения преступления находился в состоянии алкогольного, а 0,3% (13 человек) – в состоянии наркотического опьянения.

Криминальная география

Наконец, еще несколько фактов, опровергающих пресловутое «снижение» преступности. Если рассмотреть отдельно областной центр, то по сравнению с прошлогодним показателем здесь наблюдается рост преступности – на 0,8%, а если углубиться в городские районы, то наибольший взлет криминала мы увидим в Заволжском (на 8%) и Железнодорожном (на 6%) районах, более умеренный рост преступности (во что верится, извините, с трудом) – в традиционно криминальном Засвияжье (на 1,4%). Из сельских районов преступность наиболее заметно растет в Майнском (на 36%), Вешкаймском (на 23%) и Чердаклинском (на 19%) и других районах.

Эти цифры взяты, повторяем, из официальной статистики УВД, которая, как мы уже заметили, не совсем объективна.

Проще говоря, правоохранители пудрят всем мозги. И вышестоящему начальству, и населению в целом.