Якушкинский элеватор – пожалуй, одно из самых крупных предприятий Новомалыклинского района. Попытка умыкнуть его – самый первый приватизационный скандал в области, связанный с приходом во власть команды губернатора Шаманова. Что характерно: как только подобный объект попадал в поле зрения новых управленцев, тут же воцарялись хаос и запустение…

Былые времена

Три года назад, когда все это случилось, коллектив был в шоке. В ответ на вопрос: как обстоят дела на производстве, женщины плакали. Мужики реагировали иначе, и это печатно не воспроизведешь.

Разорить такое крепкое предприятие – это надо было очень постараться. Выгодное расположение: железная дорога, крупные автомагистрали на Самару и Татарстан, – все это позволяло, не теряя времени, отправлять продукцию в любую точку страны. Оборудование элеватора: три сушилки, позволяющие просушить весь урожай хозяйств района, не обойдя вниманием и соседние субъекты РФ.

Элеватор этот был построен на исходе нэпа, в 1927 году, и знавал разные времена. 90-е годы прошлого столетия – это, понятно, времена не лучшие. Производство простаивало, и единственный элеватор, способный принять весь новомалыклинский (и не только!) урожай, очень даже просто мог исчезнуть с лица района.

Для того, чтобы поправить дела, тогдашние областные власти назначили на Якушкинский элеватор в мае 1996 года нового директора. И в кандидатуре не ошиблись. Юрий Аладин начал с разбора завалов. Горы бесхозного шлака из котельной навели на мысль о собственном шлакоблочном производстве – и для внутренних строительных нужд, и на продажу. Сказано – сделано. Есть шлакоблочное производство!

Поскребли по сусекам, обнаружили на складах муку с истекающим сроком годности. Уценили и распродали. На вырученные деньги купили в Питере оборудование для макаронного цеха. И заработала своя «макаронка»! Аж в две смены. Выдавали по 250 кг макарон в день.

На старой весовой еще с советских времен валялись два заброшенных масляных пресса. Так ведь район славится своим подсолнечником! Решили оборудовать маслоцех. В декабре 1997 года, как раз после уборки и сушки подсолнечника, выпустили первое масло. И вскоре добились поразительных успехов, выдавая ежемесячно по 60 тонн масла высшего качества. Маслоцех функционировал круглосуточно! Очень выгодное дело оказалось.

А еще жмых использовали – меняли на лесоматериалы. Вскоре возник их излишек, и нужно ли говорить, что это натолкнуло директора на мысль восстановить и реконструировать столярку? И пошли столярные изделия как для внутренних нужд, так и на продажу. И это – в районе, где и леса-то нормального нет.

Потом построили свою мельницу и пекарню. Тоже пошли доходы.

Всем миром

Воспрял коллектив духом и численно вырос – с 45 до 100 человек. И главное – теперь никто без дела не слонялся. В 1997-1999 годах люди зарабатывали здесь до 7 тысяч рублей в месяц? Причем, получали вовремя и наличными, а не какой-нибудь продуктовой заменой. Коллектив к тому времени уже полторы сотни человек насчитывал.

А какие экономические связи налаживались! Отстой растительного масла, так называемую «фузу» или «черное масло» (ценная добавка в корм для птиц), везли на Чердаклинскую или Большеключищенскую птицефабрику в обмен на яичный порошок для производства макарон. Даже с Белоруссией связи образовались. Туда отгружали масло. Оттуда шли двигатели на МТЗ, телевизоры, мебель…

Население Станции Якушки богатело. По нескольку коров теперь обитало в каждом дворе. В те годы народ вовсю телевизоры покупал, мебель, ковры…

Элеватор без хозяина

Аладин показал себя крепким хозяином. И потому был выбран главой всего Новомалыклинского района. Директором в 2000 году поставили Александра Ивановича Кутузова. Предприятие продолжало набирать обороты. Кутузов работал на тех же направлениях, собрались расширить подсобное хозяйство. Надеялись на лучшее, и к худшему не готовились.

А оно, худшее, долго себя ждать не заставило. После победы Шаманова сменилась районная власть. Не усидел Аладин, поскольку вразрез шел. Стали давить на Кутузова: а ну-ка сдавай элеватор в аренду московскому бизнесу! Зачастили сюда представители областной администрации. Никогда здесь не видели такого количества «официальных лиц». Кутузов не соглашался, а потому вскоре был смещен и заменен лицом совсем другого рода. Прошу любить и жаловать – Евгений Липатов, бывший глава одной из сельских администраций.

Временщики разгулялись

Новый директор сразу же сделал все, что было велено. В аренде у московской фирмы оказались склады, подъездные пути и сушилки. Все самое ключевое, все то, без чего и элеватор – не элеватор.

Теперь вместо прибыли – арендная плата, менее 200 тысяч в год. Смешная цифра. Теперь арендаторы сами зерном распоряжаются. Производить муку они не хотели, и мельница встала. Получалось: чтобы воспользоваться своими складами и сушилками, надо идти к арендаторам с поклоном. Об активизации дополнительных производств и коммерческой деятельности и говорить не приходилось…

А все, что не было заарендовано, то оказалось заложенным. Предприятию был навязан грабительский кредит, связывающий коллектив по рукам и ногам, а в перспективе – пускающий его по миру.

Узнав о положении дел на элеваторе, его теперь за версту стали объезжать бывшие постоянные клиенты. Исчезли с горизонта Самара и Татарстан. Да и сами новомалыклинские хозяйства стали возить зерно в Димитровград.

Численность коллектива сократилось до 40 человек. Очень «понятливым» оказался директор.

Спасибо прокурорам!

Может быть, где-то в другом месте и стерпели бы все покорно. Но поскольку в свое время несли свои кровные на мельницу, отказывались от тринадцатой зарплаты ради пекарни, поскольку видели собственными глазами, что все может быть иначе – стерпеть такое не могли. Написали письмо Шаманову, а когда увидели, что здесь – глухо, так и самому Президенту России.

Конечно, Путин таких писем не читает, у него тоже – канцелярия. В ответ приехали представители областных и районных властей, сказали, что все будет хорошо, а потом начались репрессии. Вызывает директор в кабинет: «Пиши по собственному!» Все ключевые посты были освобождены от неугодных.

Нас, горожан, радует тишина сельской местности. А вот жителей Станции Якушки – не радует. Они привыкли, что элеватор – гудит! Под этот гул и засыпали. Значит – работает, значит – есть будущее. Сегодня здесь – мертвая тишина.

Вмешательство правоохранительных органов заставило-таки районные власти сменить руководство элеватора. В наши дни предприятие все-таки работает. Ситуация, конечно, далека от экономического подъема прошлых лет и вряд ли приблизится когда-нибудь к тому же уровню. Однако, предприятие удалось сохранить в государственной собственности. Удалось избавиться от незваных московских «благодетелей». Правда, вот, с урожаем – напряженка. Поэтому – все вполсилы, все еле-еле.

Близорукость нынешних властей и связанных с ними коммерческих структур удивительна. Отнесись они к областному имуществу, как рачительные хозяева: возымели бы и популярность в народе, и прямую материальную выгоду.