Отвоеванное право платить за отопление по выбору – круглогодично или в отопительный сезон – обернулось для горожан новым шоком. Об этом – в обзоре звонков, прозвучавших в «СК» на прошлой неделе.
Горький опыт последних нескольких зим утвердил горожан в мысли, что сборы платы за тепло круглый год равноценны грабежу среди белого дня. Как известно, федеральным законодательством предусмотрено два варианта оплаты отопления – в течение года и в сезон. В Ульяновске первый вариант был принят лет двадцать назад. Когда-то он полностью оправдывал себя – отопительный сезон длился у нас, действительно, полгода, топили на совесть. Но за последние несколько зим логика круглогодичной оплаты рухнула окончательно: горожанам приходилось целый год платить за тепло, которое приходило в их дома на какие-нибудь четыре, максимум пять, месяцев, да и то в весьма бодрящем температурном режиме. Предложения и даже требования горожан перейти на посезонную оплату отопления, изложенные в соответствующем протоколу варианте, крутились в коридорах мэрии и Гордумы с нулевым результатом до тех пор, пока дело не дошло до принятия новых тарифов.
– Предоставленное нам право платить за тепло только в отопительный сезон, очевидно, должно было продемонстрировать восприимчивость власти к просьбам народа и подсластить горькую историю с тарифами, – считает наш читатель Сергей Ксенофонтов из Заволжья.
Так или иначе, но Гордума решение приняла, и в июле ульяновцы потянулись в ЖЭУ, чтобы написать заявление на посезонную или круглогодичную оплату тепла.
– Я простояла в ЖЭУ-17 два дня, чтобы подписать это заявление, – говорит пенсионерка Татьяна Михайловна. – Очереди были огромные, но очень уж я хотела довести дело до конца.
Те, кто решил платить за тепло только в сезон, от соответствующей статьи оплаты были освобождены уже в июле. А в начале сентября их ждал сюрприз. Отправившиеся в ЖЭУ оплачивать «коммуналку» за август обнаружили, что к оплате им выставлена значительно большая сумма, чем ожидалось. Потом выяснилось, что в перечне оплачиваемых ЖК-услуг снова появилось отопление. Более того – оплатить тепло требовали не только в августе, но и задним числом – за июль. В итоге суммы получились кругленькие.
– Этому просто названия нет, – говорит наша читательница, представившаяся Ириной Викторовной, – на моих глазах одна старушка прямо в ЖЭУ расплакалась. Денег таких у нее не оказалось, а не заплатить вовремя она не может. Говорит, что совесть не позволяет, привыкла быть законопослушной. Жалко людей и стыдно за власть! Что же вы делаете с такими, как вот эта женщина? Ей себя не переломить, есть не будет, а пойдет и заплатит за эти по сути фиктивные коммунальные услуги. А потом еще и всю зиму мерзнуть будет да пластиковыми бутылками обкладываться.
Ситуацию с отменой посезонной оплаты тепла другой нашей читательнице объяснили в ЖЭУ-16. Сказали, что решение Гордумы отменил своим постановлением мэр. Так что теперь все горожане, хотят они того или нет, должны платить за отопление и в июле, и в августе, и в сентябре… до января уж точно. Непопулярное решение мэра сотрудники ЖЭУ попытались «извинить» сложностью расчетов с энергетиками. Вам же дали, дескать, горячую воду, а за нее платить надо. Чего же вы ропщете?
За минувшую неделю пришлось выслушать не один десяток гневных реплик наших читателей по поводу прецедента, созданного мэром. Люди говорят о наглости и бессилии власти, которая с легкостью попирает закон, оправдывая себя особыми, сложными обстоятельствами, и в то же время только глубже увязает в этих обстоятельствах. Это уже о бессилии.
– Разве вправе был мэр отменять постановление Гордумы? – спрашивает Николай Усов из Ленинского района и тут же сам отвечает: – Не имеет мэр такого права, и прокуратура ему уже однажды на это указывала. А депутатов непредсказуемость мэра нисколько не оправдывает – роль мальчиков для битья им не к лицу.
Остается добавить, что все позвонившие в «СК» надеются, что все происходящее получит правовую оценку прокуратуры.