В минувшую пятницу ульяновская областная комиссия по помилованию приняла решение выпустить на свободу бывшего полковника Юрия Буданова. Это решение загоняет президента России Владимира Путина в угол. Есть версия, что так и было задумано: силы, инициировавшие помилование Буданова, преследуют якобы цель «раскрутить» экс-полковника до федерального уровня и заменить им Путина, которого военные «ястребы» считают слабым.
Юрий Буданов был осужден два года назад за убийство 17-летней чеченки Эльзы Кунгаевой. Дали Буданову десять лет, лишив его звания полковника и военных наград. В 2003 году для отбывания срока он был переведен в димитровградскую колонию, не без ходатайства, как говорят, его друга Владимира Шаманова. А летом появилась информация, что Буданов подал заявление о помиловании. Чуть позже сообщили, что свое заявление он отозвал. Еще через несколько дней в газетах прошла версия, что экс-полковник никакого заявления и не писал. То есть идея досрочного освобождения исходила, вероятно, не столько от самого Буданова, сколько от неких структур, заинтересованных в нем как в будущем политическом игроке. Но момент для попытки помилования был выбран тогда неудачно: в США в тот период как раз начались суды над военнослужащими, уличенными в издевательствах над иракцами.
И вот не успели остыть тела погибших в Беслане детей, как вновь всплыл вопрос о полковнике Буданове. Комиссия по помилованию срочно поставила его в повестку дня (заявления других заключенных ждут очереди, говорят, месяцами).
Для рассмотрения дела члены комиссии даже сами выехали к Буданову в колонию. Вопрос был решен положительно. Но постановление о помиловании должен утвердить президент.
Пока все произошедшее сильно смахивает на антипутинскую провокацию или же на шантаж. Президенту предстоит сделать выбор. Только что боевики совершили беспрецедентное злодеяние, унесшее жизни сотен человек. И тут с просьбой о помиловании обращается участник былых сражений с этими самыми боевиками. Отказать – не совсем удобно, вроде как глава государства не ценит своих воинов. Утвердить помилование – еще хуже: нет сомнений, что выход Юрия Буданова на свободу народ Чечни да и всего Северного Кавказа расценит как оскорбление. А дальше, скорее всего, последует эскалация насилия по всей стране.
Но и это якобы укладывается в планы «ястребов». Вопрос о помиловании Буданова ставиться, по закону, еще не должен был – для этого надо пройти двум третям срока наказания. То, что в данном случае не постеснялись воспользоваться трагедией в Беслане, – тема отдельная. Не менее серьезен другой момент: обострение ситуации и новые теракты потребуют от Владимира Путина ответных мер. «Ястребы» надеются, что жестких и кровопролитных, что еще больше накалит Россию, и однажды президент может не выдержать и сказать: «Хватит смертей!». Вот тут-то, как рассуждает одна из центральных газет, и не исключен соблазн определенных кругов заменить «слишком слабого» Путина на человека «типа полковника Буданова».
В пользу политической подоплеки истории с помилованием Юрия Буданова говорит, в частности, то, что его решили не просто освободить, но еще и вернуть звание с наградами. То есть речь идет фактически о реабилитации, после которой на политической сцене появится тоже полковник, как и Путин, но беспощадный и с боевым прошлым. Путина «ястребы» ненавидят, Буданов же будет им по сердцу куда больше. Что-то не совсем ладное почуяла в истории с полковником, видимо, и Генеральная прокуратура, высказавшаяся против его досрочного освобождения. Зам. главы этого ведомства Владимир Колесников заявил, что Буданов должен отбыть наказание полностью.
К несчастью для ульяновцев, область оказалась на сей раз в эпицентре событий. Известно, что из соображений безопасности место проживания семьи Юрия Буданова засекретили. Где она находится – тайна и сейчас. Но не ставится ли решением комиссии по помилованию под удар уже все население нашей области, которая вполне может оказаться мишенью для боевиков, если они вдруг решат отомстить за освобождение Буданова? Или же на безопасность простых жителей в играх такого уровня наплевать?
Соб. инф.