«Нет сомнений, что город зимой не почувствует ограничений в электрообеспечении. Электротранспорт будет ходить, свет подаваться в дома 24 часа в сутки», – сообщил вчера Сергей Шерстнев, и.о. директора МУП «УльГЭС». На пресс-конференции, посвященной готовности предприятия к отопительному сезону, присутствовали представители руководства «УльГЭС».
Как выяснилось, наша электростанция хорошо выглядит на общероссийском уровне. Во всяком случае, в списке кризисных предприятий участников селекторного совещания по министерству, которое намечено на 22 сентября, Ульяновск не значится. Сергей Шерстнев заверил, что все мероприятия по подготовке к зиме в его ведомстве будут закончены к 1 октября.
Это не значит, что «УльГЭС» не сталкивается с проблемами. Главная из них – неплатежи. К хроническим неплательщикам относятся механический завод, кожкомбинат, завод им. Володарского, Ульяновскмостострой и другие предприятия. А также ЖЭУ и КЭЧ. Их общая задолженность порядка 30 млн рублей. По закону «УльГЭС» имеет право приостановить действие договора с предприятиями об электроснабжении вплоть до отключения. Однако руководители Ульяновских электросетей понимают, что заложниками этой ситуации станут люди, у которых квартиры находятся в ведомственных домах и которые исправно платят за электричество. Поэтому с предприятиями-неплательщиками ведется разбирательство. 25 дел находятся в суде.
Злостные должники есть и среди населения. Были даже случаи нападений на женщин-контролеров. В этом случае руководство «УльГЭС» вынуждено было прибегнуть к услугам частной охранной фирмы, чтобы защитить своих сотрудников, сказал Шерстнев.
Когда говорят, что кто-то не платит за свет, мы, скорее всего, представим себе пропитого, опустившегося типа или еле сводящую концы с концами старушку. И будем не правы. Сейчас идут рейды по домам элитной постройки, то есть коттеджам, скажем, не самых бедных жителей Ульяновска. Контролеры прошлись по улицам Ефремова, Федерации, Корюкина. На 15 домов составлены предписания. Долг – по 5-10 тысяч с каждого коттеджа. По закону в таком случае дается 10 дней на погашение долга, потом – отключат ток. И то не навсегда, а до следующей проплаты. В других областях в аналогичных ситуациях поступают менее гуманно. Например, в саратовских СМИ во всеуслышание сообщили, что главный федеральный инспектор по губернии не платит вовремя за свет, и опубликовали фамилию. Что уж говорить о рядовых гражданах! В «УльГЭС» думают: может, стоит и фамилии ульяновских небедных неплательщиков напечатать в газете? Пенсионеры-то платят регулярно.
Помните, как ответил Карамзин на вопрос своего заграничного друга: «Как там в России?». «Воруют!» – сказал Николай Михайлович. И через 200 лет остался прав. Только теперь у нас воруют электропроводку. 1000 трансформаторных подстанций хоть ограждай колючей проволокой, говорят руководители «УльГЭС».
Об освещении улиц – особый разговор. В городе – 23 тысячи светильников. Из них не работают 2 тысячи. Но почему-то каждому кажется, что они находятся именно рядом с его жильем. В основном уличное освещение будет готово к зимнему режиму работы, когда ночи станут длиннее, 1 октября. На проблемной Нижней Террасе – к 15 ноября. Городские фонари выключаются в 2.30 ночи – время, когда добропорядочные граждане, предположительно, по улицам не ходят.
И напоследок – о неприятном. В следующем году нас, скорее всего, ждет повышение тарифов на электроэнергию на 10-11%. Управляет этим процессом единый в Поволжье Комитет регулирования цен и тарифов. Обычно повышения вводятся с 1 января.