Как известно, в соответствии с законодательством Российской Федера-ции, при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют те или иные государственные органы и должностных лиц, а также не вме-шиваются в хозяйственную деятельность организаций. Вместе с тем, учитывая кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории области, многочисленные факты безответственного и ха-латного отношения к своим обязанностям по обеспечению устойчивого функционирования ЖКХ ряда руководителей предприятий и органов ме-стного самоуправления, в результате чего страдают люди, надзор за исполнением законодательства в этой сфере правоотношений находит-ся на особом и постоянном контроле прокуратуры области.

1. Энергокризис в регионе – на совести местных властей

Анализ обстановки показывает, что кризисная ситуация с региональным жилищно-коммунальным хозяйством складывалась на протяжении последнего десятилетия.

Так, задолженность прошлых лет перед ОАО «Ульяновскэнерго» за потребленную тепловую и электрическую энергию по состоянию на 01.01.02 составила более 3 млрд. руб., в том числе только долг города Ульяновска – более 2 млрд. руб.

Несмотря на заключенное 23.06.03 между администрацией области и РАО «ЕЭС России» соглашение о реструктуризации задолженности на 15 лет, существенного улучшения ситуации не наступило: только по результатам последнего отопитель-ного сезона сумма задолженности возросла более чем на 400 млн. руб.

При этом, данная проблема объясняется не только дефицитом бюджета, не по-зволяющим погасить выпадающие доходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, но и непродуманной тарифной политикой органов власти.

Так, прокуратурой области опротестовано решение Ульяновской Городской Думы о введении с 1 июня текущего года новых тарифов на услуги ЖКХ, принятое депу-татами с превышением федеральных стандартов, по иску прокуратуры Ленинско-го района судом признано незаконным постановление и.о. мэра г.Ульяновска Зай-цева Ю.В. № 1729 от 01.08.2003 о повышении тарифных ставок на жилищно-коммунальные услуги.

Вместе с тем, из отчетов аудиторской фирмы ООО «Регул ОЛЕВ» по экспертизе и экономическому обоснованию тарифов, проведенных в апреле-мае текущего го-да, следует, что расценки на водоснабжение, водоотведение, содержание жило-го фонда, вывоз бытовых отходов и т.д. на территории г.Ульяновска занижены в 1,5 – 2 раза. При таких обстоятельствах предприятия ЖКХ вынуждены отвлекать денежные средства, предназначенные для оплаты услуг энергоснабжающих орга-низаций, на осуществление текущего и капитальных ремонтов жилого фонда.

В свою очередь, у ОАО «Ульяновскэнерго» только в 2004 году сформировалась задолженность перед поставщиками газа и мазута в размере 188 417 890,50 руб., что повлекло прекращение поставок топлива и остановку энергетических устано-вок. Решение об ограничение поставок газа принято центральной диспетчерской службой ООО «Самаратрансгаз», находящейся за пределами области, в связи с чем прокуратура области была лишена возможности повлиять на его принятие.

В такой ситуации, когда дальнейшая работа ТЭЦ 1,2,3 и котельных предприятий ЖКХ стала невозможной ввиду отсутствия основного и резервного топлива, мэр г.Ульяновска 12.04.04 принял постановление № 857 о завершении отопитель-ного сезона 2003-2004 годов с 14.04.04.

Однако, проведенной прокуратурой области проверкой было установлено, что данные действия (при среднесуточной температуре + 3 0 по Цельсию), противо-речат требованиям п. 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энерго-установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федера-ции № 115 от 24.03.03 (отопительный сезон заканчивается, если в течение пяти суток средняя суточная температура наружного воздуха составляет + 8 0 по Цельсию) и ст.73 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации», обязывающей городскую администрацию обеспечивать бесперебойное коммунальное обслуживание населения и устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения.

В этой связи на названный незаконный акт мэра г.Ульяновска прокуратурой об-ласти был принесен протест.

2. Пагубная практика нецелевого использования средств

Вместе с тем, на преждевременное окончание в текущем году отопительного се-зона в г.Ульяновске повлияло и неэффективное расходование денежных средств в самой системе ЖКХ.

Так, в ходе проведенной прокуратурой области проверки деятельности МУП «Го-родская управляющая компания ЖКХ г.Ульяновска» выяснено, что в 2003 году и 1 квартале 2004 года собираемость с населения платежей за коммунальные услуги МУП ГУК ЖКХ составила соответственно 93,1 и 93,5%, часть из которых была на-правлена не по назначению, т.е. не поставщикам услуг (ОАО «Ульяновскэнерго» и др.). В частности, в 2003 году нецелевым способом израсходовано более 26 млн. руб., в 1 квартале 2004 года – более 7, 5 млн. руб.

Как установлено, руководством МУП «Городская управляющая компания ЖКХ г.Ульяновска» в целях извлечения выгод для себя и других лиц денежные сред-ства, полученные от населения за предоставленные поставщиками и энерго-снабжающими организациями коммунальные услуги, в размере 33,5 млн.руб., бы-ли использованы на приобретение дорогостоящей офисной мебели, оргтехники и проведение евроремонта в офисах.

В этой связи по данному факту прокуратурой области 17.05.04 возбуждено уго-ловное дело по признакам преступления, предусмотренным ст.201 ч.1 УК РФ.

Аналогичным образом пресекались и иные факты нарушения закона и прав граж-дан.

Так, по представлению прокуратуры области отменены незаконные требования коммунальных служб о применении к ТСЖ, ЖСК и другим объединениям собст-венников жилья тарифных ставок, установленных для юридических лиц.

Засвияжским районным судом удовлетворено исковое заявление прокурора рай-она о признании незаконными действий МУП «Городской теплосервис» и ЖСК «Мечта» по имевшим место в январе текущего года ограничениям подачи горяче-го водоснабжения в сотни квартир по ул.Промышленной в г.Ульяновске.

По постановлениям прокуроров Засвияжского, Железнодорожного, Инзенского районов за нарушения нормативов обеспечения населения коммунальными услу-гами к административной ответственности по ст.7.23 КоАП РФ привлечены долж-ностные лица МУ ЖКХ «Дирекция единого заказчика» и ЖКО ОАО «Ульяновское производственное торговое кожевенное объединение» г.Ульяновска, МУП «Ин-зенские теплосети».

Прокуратурой выявлены и пресечены многочисленные нарушения закона в дея-тельности и областной жилищной инспекции, сотрудники которой не использовали свои полномочия, направленные на защиту прав граждан в сфере ЖКХ, в долж-ной мере. В этой связи в адрес заместителя Главы администрации области на-правлено представление, в котором потребовано устранить допущенные наруше-ния и наказать виновных.

Проведенной прокуратурой области проверкой исполнения законодательства, ре-гулирующего правоотношения в сфере энергоснабжения на территории Барыш-ского района, выявлены грубые нарушения действующего законодательства, ставшие возможными, в том числе и при явном попустительстве сотрудников Уль-яновского филиала ФГУ «Средневолжскгосэнергонадзор», в связи с чем от руко-водителя филиала потребовано принять исчерпывающие меры к устранению на-рушений и наказанию виновных.

Также в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что, начиная с 2002 года, МУП «Вешкаймское коммунальное хозяйство» осуществляло эксплуа-тацию котельных с грубыми нарушениями требований законодательства о пожар-ной безопасности, что повлекло возникновение 04.01.2004 аварии на котельной № 2, в связи с чем на имя начальника ГУ ГО и ЧС внесено представление.

Повышенное внимание уделялось вопросам законности расходования бюджетных средств, особенно в преддверии отопительного сезона.

Так, прокуратурой области возбуждены 3 уголовных дела по фактам нецелевого использования более 7 миллионов рублей средств беспроцентной бюджетной ссуды, выделенной Ульяновской области Правительством России для подготовки к отопительному сезону 2003-2004 г.г., в Николаевском, Цильнинском и Вешкайм-ском районах.

Аналогичное уголовное дело возбуждено прокуратурой Ульяновской области по фактам злоупотребления руководством ОГУП «Ульяновскжилкомхоз» полномо-чиями, в результате неэффективного использования бюджетных средств которого государству был причинен ущерб на сумму почти 40 000 000 рублей.

Следствие по данным уголовным делам проводит отдел по особо важным делам прокуратуры области.

3. Жилой фонд должен обрести хозяина

Перед началом предстоящего отопительного сезона данная проблема обретает неменьшую остроту, в связи с чем проверки законности и полноты мер, направ-ленных на соблюдение прав граждан органами государственной власти и местно-го самоуправления, энергоснабжающими организациями и предприятиями ЖКХ, в преддверии осенне-зимнего периода 2004-2005 г.г. будут продолжены.

Другой не менее значимой проблемой жилищно-коммунального комплекса облас-ти являются последствия грубейших нарушений, допущенных в ходе приватиза-ции государственного имущества. Нежелание органов государственной власти области и местного самоуправления (мэрии г.Ульяновска) выработать конструк-тивные и действенные меры по их устранению привели к тому, что на территории г.Ульяновска после многолетних попыток передать жилой фонд, не вошедший в уставной капитал, в собственность муниципалитета, акционерные общества отка-зываются нести несвойственные им расходы по содержанию жилищно-социальной сферы. Указанными неправомерными действиями грубо нарушаются права граждан, лишенных элементарных условий жизнедеятельности (горячего водоснабжения, отопления, света).

В этой связи ряд прокуроров направили в суды соответствующие иски о понужде-нии администрации областного центра к принятию на баланс ведомственного жи-лого фонда предприятий-банкротов.

Так, прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска в ходе проведенной проверки установлено, что сотни семей, проживающих в 17-ти находящихся неза-конно на балансе ОАО «Ульяновское промышленно-торговое кожевенно-обувное объединение» домах, по сути, оказались предоставленными сами себе, поскольку находящееся в состоянии банкротства указанное предприятие не имеет достаточ-ных средств для надлежащей эксплуатации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, причем данная ситуация возникла вследствие противоправного отказа администрации г.Ульяновска от принятия в муниципаль-ную собственность жилого фонда ОАО «УПТКОО», хотя, в силу норм законода-тельства Российской Федерации, такая передача осуществляется в обязательном порядке и с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных усло-вий.

Более того, прокуратурой области в адрес Главного судебного пристава региона внесено представление об устранении нарушений закона с требованием привлечь к строгой дисциплинарной ответственности судебных приставов, допустивших во-локиту при исполнении решения Ленинского районного суда о понуждении мэрии г.Ульяновска принять жилой фонд мостотряда № 51 ОАО «Ульяновскмостострой» в муниципальную собственность. А прокурором Заволжского района г.Ульяновска по факту уклонения бывшего внешнего управляющего ОАО «УАПК «Авиастар» от передачи документации на жилой фонд возбуждено уголовное дело по ст.325 УК РФ (похищение или повреждение документов, штампов, печатей).

4. Как создаются условия для злоупотребления правом?

Прокурорами области в целях снижения социальной напряженности и соблюде-ния принципа равенства участников отношений на энергетическом рынке прини-мались меры прокурорского реагирования посредством направления в арбитраж-ный суд Ульяновской области исков о признании недействительными отдельных пунктов договоров энергоснабжения с потребителями.

Так, прокуратурой области в арбитражный суд был направлен иск о признании не-действительными положений договора, заключенного между муниципальным уч-реждением здравоохранения «Ульяновская ЦРБ» и муниципальным предприяти-ем «Ишеевскомэнерго», которыми предусматривалась возможность введения ог-раничения с последующим прекращением подачи электроэнергии в случае ее не-оплаты, а также взыскание десятикратной стоимости электроэнергии, израсходо-ванной сверх количества, предусмотренного на расчетный период.

Между тем, согласно ст.14 ГК РФ, самозащита гражданских прав допускается, ес-ли ее способы соразмерны нарушению и не выходят за пределы действий, необ-ходимых для его пресечения. Применение такого способа самозащиты, как пре-кращение подачи электрической энергии определенным категориям потребите-лей, противоречит закону, так как причиняет вред публичным интересам, наруша-ет права неопределенного круга лиц, создает условия для злоупотребления пра-вом. Решением арбитражного суда Ульяновской области от 21.05.2004 требова-ния прокурора удовлетворены, оспариваемые пункты договора энергоснабжения признаны недействительными.

Всего за 8 месяцев 2004 года в арбитражный суд Ульяновской области направле-но 26 исковых заявлений, связанных с оспариванием условий договоров энерго-снабжения, больше половины из которых уже удовлетворено, остальные находят-ся на стадии рассмотрения.

В целом, по состоянию на 22.09.04 прокурорами Ульяновской области в рамках обеспечения защиты прав граждан в жилищно-коммунальной сфере ответствен-ным должностным лицам объявлено более 170 предостережений о недопустимо-сти нарушений закона, внесено свыше 30 представлений об устранении наруше-ний законности и наказании виновных, в суды направлено почти 200 исковых за-явлений, возбуждено 12 дел об административных правонарушениях по ст.7.23 КоАП РФ за неосуществление нормативов обеспечения населения коммунальны-ми услугами.

Прокурором Ульяновской области в адрес Главы администрации области и ис-полняющего обязанности Главы администрации области внесены представления об устранении нарушений закона при финансировании мер готовности к отопи-тельному сезону и при выполнении плана мероприятий по подготовке к осенне-зимнему периоду.

Кроме того, по фактам ненадлежащей готовности к осенне-зимнему периоду 2004-2005 г.г. прокуратурой области объявлено предостережение управляющему ОАО «Ульяновскэнерго».

5. Применять весь спектр мер реагирования

Кризисное состояние жилищно-коммунального хозяйства на территории области, многочисленные нарушения прав граждан на нормальные условия жизни и дея-тельности, вскрытые факты хищений бюджетных денежных средств, направляе-мых для обеспечения отопительного сезона, вызвали необходимость выезда в ре-гион бригады Генеральной прокуратуры РФ под руководством заместителя Гене-рального прокурора России Герасимова С.И.

Безусловно, данная проблематика стала предметом детального анализа и прак-тического рассмотрения на состоявшихся под его председательством коллегий прокуратуры области, в ходе заседания которых были проанализированы резуль-таты деятельности органов прокуратуры Ульяновской области по защите интере-сов жителей региона в сфере ЖКХ.

Как было отмечено, особая социальная значимость этого вопроса требует приня-тия кардинальных мер по исполнению законодательства, регулирующего вопросы обеспечения жилых домов и объектов социальной сферы тепло – и электроснаб-жением, в связи с чем прокурорам дано поручение провести сплошную ревизию организации подготовки отопительного сезона 2004-2005 в каждом районе и осо-бенно в г.Ульяновске.

Как подчеркнул Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации С.И. Герасимов, учитывая, что жилищно-коммунальное хозяйство области находится в тяжелом состоянии, характеризующемся значительным износом основных фон-дов, низкой бюджетной обеспеченностью, органам прокуратуры в преддверии но-вого осенне-зимнего периода необходимо решительно применять весь спектр мер прокурорского реагирования по отношению к нарушителям прав граждан в систе-ме ЖКХ, принципиально и жестко пресекать любые попытки их ущемления как пу-тем применения мер административной, так и уголовной ответственности.

Николай ВАСИЛЬЕВ

(По материалам пресс-службы прокуратуры Ульяновской области)