Про богатую естественным плодородием землю обычно говорят: воткни в нее палку – завтра дерево вырастет. О наших новоспасских полях так не скажешь. За малым исключением почва на них, в основном, легкая, супесчаная, сильно подверженная ветровой и водной эрозии. На оврагах растет ковыль да разная колючка, здесь и для животных – не ахти какое приволье! В наших местах ведь и была выведена бестужевская порода коров, которая неприхотлива к грубым кормам.

В истории края есть вообще уникальный пример, связанный с землей. Швейцарский коммунист, сподвижник В.И. Ленина – Фриц Платтен организовал здесь в селе Новая Лава коммуну «Солидарность», которая прекратила свое существование в один из неурожайных годов. Но русские люди живут на этой земле испокон веков, потому что она им родная, они приспособились к ней, и главный секрет, я считаю, в том, что наши крестьяне трудолюбивы.

В давно прошедшие времена мне довелось не просто общаться ними, но и работать бок о бок, делить все горести и радости. Удивляешься их духовной крепости. Почти полвека за непомерный труд их «награждали» палочками трудодней, на которые в конце года приходилось по 100-200 граммов зерна. Когда перевели на деньги, тоже получали копейки. И этим самым человека отлучали от земли, били по рукам. И потек сельский люд в города, искать лучшей доли.

Все это я говорю к тому, что сейчас работящий человек на селе в большой цене, но таких можно посчитать по пальцам, остальные – пенсионеры, которых, как говорится, в борозду уже не поставишь. В свое время я работал председателем колхозов им. Тельмана и «Россия». И хотя нынешние «демократы» считают то время застойным, тупиковым, но жили мы неплохо, а вот в настоящий тупик повела и завела нас пресловутая “перестройка” и тот невероятный для аграрной страны факт, что от села напрочь отвернулось государство, власть. Совершенно известно, что русский человек никогда не был на земле одиноким, рядом всегда была община, она помогала и посеять, и убрать, и подготовить поле под будущий урожай. Но давайте подумаем, как крупное хозяйство может сегодня выжить, если новая техника вздорожала стократно, энергоносители тоже, а нашу ценнейшую продукцию – зерно, мясо, молоко берут за копейки, а то и вовсе от нее отворачиваются. Конечно, при таких условиях любое хозяйство в конце концов падет. Что фактически и произошло в нашей округе.

В 1995 году на семейном совете мы решили завести свое фермерское хозяйство. С сыновьями и близкими нас всего пять человек. Земли у нас 350 гектаров, возделываем в основном озимую и яровую пшеницу, рожь и ячмень. Физическая нагрузка, конечно, большая, как на наши мускулы, так и на железные мускулы техники. Но непомерно тяжелее жить и работать, когда подрывается твоя духовная сила. Так, два года подряд наше отличное зерно пролежало на элеваторе невостребованным. Тут совершенно понятно, чего от меня добивались. Чтобы я отдал этот продукт кому-то задаром. Но, как говорится, не на тех напали! Все мы в своей небольшой команде довольно опытные люди. Супруга, Таисия Алексеевна, ведет бухгалтерию, делает своевременные экономические выводы. Старший сын Владимир закончил Ульяновскую сельхозакадемию, он иженер-механик. Младший Николай, хотя и строитель, но решил работать на земле и понимает в ней толк. В этом году урожайность наших культур составила в среднем 30 центнеров с гектара. Пока еще не убран подсолнечник с 50-ти гектаров, но у меня есть под руками интересные цифры по результатам прошлого года. Одно время я руководил колхозом им. Тельмана, сейчас это СПК «Самайкинское». Так вот, нас в фермерском хозяйстве 5 работников, в СПК – 42. Валовый сбор зерна у нас составил 430 тонн, а у них только 248. Мы реализовали продукции на миллион 290 тысяч рублей, а в сельхозкооперативе – в два раза меньше.

Так какой же напрашивается вывод, какие невольно приходят на ум размышления? Раньше, когда, как говорится, кот еще был в мешке, на пустом фактически месте шли споры: накормит ли фермер Россию? Сегодня эту тему можно отложить в сторону, результаты нашей упорной работы прямо говорят о том, что мы можем полноценно накормить и сто, и двести российских граждан, совсем не прибегая к заморским продуктам. И вывод тут один – коль мы умеем работать на земле, так, государство родное, помоги немного! Сделай для нас доступными новую технику, горюче-смазочные материалы, удобрения, элитные семена. И мы будем получать на своей земле кубанские урожаи, наш пример может стать просто «заразительным» для других. Ан, нет, нас никто не слышит.

Мыслимо ли, но не взыщите, если повторюсь: в аграрной стране из бюджета селу выделяется меньше одного процента. То там, то здесь сейчас мы часто слышим: частные инвесторы готовы помочь крестьянам. Вот и Сергей Алексеевич Герасимов открыто сказал, что группа его компаний готова вложить в сельское хозяйство области один миллиард рублей инвестиций. Без лишних слов, это нужное, благородное дело, но право же, будет лучше,если к этому добавится и государственная поддержка. Необходима не просто помощь, а бдительная, постоянная забота о развитии сельского хозяйства страны. Как хотите, но я думаю так, что последние тревожные события в России и больной крестьянский вопрос стоят где-то рядом.

Александр КУЗНЕЦОВ,

глава фермерского хозяйства.

Новоспасский район