«О времена, о нравы!» – сколько горьких слов на эту тему было озвучено за последние годы обеспокоенной культурной общественностью. Но времена не меняются, нравы не облагораживаются. Да, это так, – качают головой власть предержащие, поглядывая вниз со своих высот и изображая искреннее сожаление, – духовности у нашей молодежи не хватает. И еще – нет денег на воспитание. Одним словом – разруха!

Этот снимок был сделан ранним субботним утром на Новом Венце у братской могилы красных бойцов, павших за освобождение Симбирска. Юное, миловидное дитя природы сушит свою промокшую обувь на Вечном огне. Девушка явно не понимает, что же такого особенного в этой банальной картине могло заинтересовать дяденьку с фотоаппаратом. Ведь она делает то же, что и все. Вечером здесь, как правило, картинка покруче. Кружком вокруг пламени, призванного символизировать вечную благодарность потомства к революционерам-интернационалистам, усаживаются поддатые ребятки, поплевывая и бросая вокруг окурки и сквернословие.

Конечно, у нас теперь вроде бы капитализм, и не поймешь за кого мы – за красных или за белых. И флаги над соседними пивными палатками – триколорные, царских еще времен. Только это не дает повода глумиться над своей историей…

Впрочем, дело, кажется, не в смене политических и духовных вех. Это здесь ни при чем. Взять новые (или «новые старые») памятники. Церковь и православная общественность в свое время приложили немало усилий к возвращению из небытия разрушенного когда-то кладбища Покровского монастыря: здесь были похоронены лучшие люди Симбирска. Возвели и небольшую часовенку над захоронением Андрея Блаженного, мощи которого перенесли в храм Всех Святых.

И… отдали этот клочок современного городского парка на откуп юным вандалам, родства не помнящим. Территория кладбища не охраняется. Скамейка возле часовни частенько оккупируется юнцами, потягивающими пиво из банок и как бы соревнующимися между собой – кто больше существительных, прилагательных, глаголов и междометий сумеет заменить матерными «синонимами». Какое уж тут молитвенное уединение…

А однажды часовня была размалевана антирелигиозными символами. И главный спрос – не с этих представителей молодого поколения, которые не ведают, что творят. Главный спрос – со старшего поколения, которое зачем-то извлекло память из небытия и подставило ее под плевки своих неразумных деток. Уж лучше было бы и вовсе не браться за восстановление некрополя…

Лет десять назад мне уже доводилось наблюдать брэйк-данс возле Вечного огня у обелиска Славы на площади 30-летия Победы. Сквозь магнитофонные ритмы время от времени прорывалось загробное: «…пусть ярость благородная…» Потом стали исчезать бронзовые буквы со стеллы, позже пропало и само чугунное (но крашеное под бронзу) обрамление вечного огня…

Теперь, чтобы не соблазнять любителей цветмета – список имен павших сильно сократили…

Попробуй заявиться на гремящий дискотеками бульвар Новый Венец и, перекрикивая ритмы, разъяснить тамошним обитателям что-нибудь о связи времен и памяти поколений. Наверное, не поймут. Да и не надо разъяснять. Надо просто тем, кто понимает что-нибудь о связи времен и памяти поколений (а наипаче всего – нашим городским властям, которых должность обязывает) – определиться и расставить все точки над “i”. Если мы – за рынок и демократию, но при этом все же чтим свою историю, то пивным ларькам и дискотекам на Венце – не место, поскольку бульвар этот с 1918 года – мемориальный. И недалеко от Вечного огня – если не почетный караул, то нормальный милицейский пост обязан быть.

Не дело – сначала наказывать за вандализм, чтобы постепенно рефлекс выработался (нельзя, мол, плевать в Вечный огонь и сквернословить возле могил). Сперва – рефлекс, потом – осознание. А там, глядишь, и духовность проявится.