Сорок лет назад, в 1964 году, село Грязнуху переименовали в Луговое – для благо-звучности. А 110 лет назад, зимой 1894 году, священнослужители местного храма во имя Святой Троицы были немало поражены, когда с разных сторон, из Симбирска и окрестных сел, в церковь стали стекаться группы богомольцев. Люди настойчиво просили и даже требовали отслужить молебен перед старинным образом Святителя Николая Мирликийского – самого почитаемого на Руси православного святого.

Образ Николы-угодника из Свято-Троицкой церкви, необычной, круглой формы, являл собой точную копию с древней чудотворной иконы из Новгорода. Грязнухинцы любили и чтили свою икону, но «здешний» Никола никогда до этих пор не имел столько почитате-лей из окрестностей…

Приходивший народ хором рассказывал о чудесном исцелении, который получила от грязнухинского образа Николы одна смертельно больная симбирская мещанка. Грязну-хинский причт еще больше недоумевал, никакой мещанки батюшки и в глаза не видели, откуда женщина могла узнать про икону из сельского храма? Было дело, что в конце ян-варя 1894 года образ Николы Чудотворца увозили в Симбирск, сделать на него «футляр со стеклом», но и там к иконе не приводили, не несли никаких хворых мещанок.

На большой церковный праздник – Николин День, 9 мая 1894 года только из Симбирска в Грязнуху явилось сразу более сотни богомольцев, желавших помолиться перед иконою. Толпа густо наполнила сельский храм. Общие взоры были устремлены на маленькую, не богато, со вкусом одетую молодую женщину. «Вот она», «Это она», – перешептывались в толпе. Скромной богомолке, казалось, было не по себе от этого любопытства, она шагала с трудом, но люди расступались, пропуская ее к иконе. Едва женщина завидела лик Нико-лы, как слезы обильно брызнули из ее глаз. Глядя на молодую мещанку, умилился и весь народ… Суровые мужики, и те смахивали украдкой набежавшие скупые слезы.

Симбирская мещанка София Сорокина жила в Панской улице и трудилась белошвейкой. От занятия, многочасового ежедневного сидения в душной комнате, у нее развилась «грудная болезнь». На Крещение, 6 января 1894 года, Софья родила ребенка, и эти роды, казалось, окончательно подорвали силы молодой матери. Она не могла даже встать с по-стели, и напрасно встревоженный муж звал к ее одру докторов. Добрые врачи советовали больше не тратиться на лечение: у жены твоей чахотка, болезнь уже неизлечима.

То, что случилось дальше, сама Софья Сорокина описывала так: «Не могу с точностью указать на число, но не более как недели три спустя после родов я увидела чудный сон, будто я где-то хожу всё по полю и ношу на руках икону круглую Святителя Николая без ризы, только края обложены серебром.

Когда я ходила по полю, ко мне подошли мужики и попросили нести икону к хлебным амбарам: там будут насыпать хлеб, так нужно отслужить молебен. Не знаю, как, но я уви-дела священника и диакона в полном облачении, я сказала батюшке, что Святителя Нико-лая просят нести к хлебным амбарам.

Батюшка сказал: «Ладно, я пойду, только прежде подшей мне подкладку под ризу, мате-риал будет мой, только работа твоя», – и при том приподнял край ризы и показал худую подкладку. Я отвечала, что с удовольствием исполню его просьбу, и мы пошли к хлебным амбарам, но мужиков я больше не видала. Батюшка шел за мною, а я все лезла на какую-то гору, земля под ногами осыпалась, а я все никак не могла влезть, так и проснулась.

Утром на другой день ко мне пришла моя повивальная бабка, и я рассказала ей мой сон, а она и говорит мне: «Софья Илларионовна, я слышала, что здесь есть икона Святителя Ни-колая, принесенная из Грязнухи, только не знаю, где она находится, а говорят, она круглая и очень старинная».

Я стала просить бабушку, чтобы она отыскала икону и дала ей на свечки. Бабушка испол-нила мою просьбу и прямо от меня пошла, отыскивать икону Святителя. Вечером того дня она пришла ко мне и принесла масла из лампады Святителя, дала мне выпить масла и на-мазала мне грудь, с того времени я стала чувствовать облегчение моей болезни, и мая 9 дня я пришла в Грязнуху помолиться Святителю.

При входе в церковь я была поражена видом Святителя Николая и сразу узнала ту самую икону, которую видела во сне. С глубокою верою помолясь, сослужив молебен Святителю Николаю, я благополучно возвратилась домой, славя Бога и его великого угодника Нико-лая. Здоровье мое понемногу укрепляется, и подтверждаю истину моих слов Именем Гос-подним».