Необычный памятник был открыт в Новой Малыкле в 1969 году. На бетонный по-стамент водрузили старинный трактор – как указано, в память 40-летия коллекти-визации сельского хозяйства, принявшей с 1929 года «поголовный» характер. В пяти коллективных хозяйствах Новомалыклинского района в тот приснопамятный год насчитывалось целых семь тракторов!.. Кажется, более нигде в ульяновских преде-лах скромный трудяга полей не удостоен таким почетом. А в сущности, лучшего, та-кого многозначительного символа для той сложной, трагической эпохи и не приду-маешь.
Не первое столетие разнообразные машины и механизмы облегчают тяжкий труд земле-дельцев. Те же трактора, вначале с громоздким паровым двигателем, в Западной Европе и Америке использовались с середины XIX века. На рубеже XX столетия, с внедрением двигателей внутреннего сгорания, количество этих машин на полях растет стремительно. Пальму первенства в мире держали американские трактора «Фордзон», продукция знаме-нитой компании «Форд Моторз».
Но то в мире – а что у нас, в России, где народ нищ, а труд дешев? Еще до 1917 года креп-кие, умные мужики в симбирских пределах объединялись в артели, чтобы в складчину ку-пить сложные, дорогие, но необходимые механизмы – молотилки, сеялки, сноповязалки, даже трактора!.. Потом, правда, таких раскулачивали и высылали к черту на кулички – вдумайтесь, – «за организацию кулацких лже-колхозов»!..
В 1923 году в СССР приступили к выпуску первых серийных тракторов, на заводе «Крас-ный Путиловец» в Ленинграде. Модель «слизали» с американского «Фордзона», наш трактор так и назывался: «Фордзон-Путиловец». Вес махины – две тонны, мощность дви-гателя – 20 «лошадей», максимальная скорость – 11 километров/час.
На полях под Новой Малыклой трудились четыре «американца» и три «ленинградца». Но-вый «Фордзон-Путиловец» не сильно уступал в цене настоящему «Фордзону» – 1838 про-тив 1914 рублей. Деньги по тем временам серьезные, ведь официальная средняя зарплата в СССР чуть превышала 28 руб. Тракторист с 35 рублями ежемесячного заработка не зря воспевался в частушках как завидный, богатый жених. Керосин, основное топливо, стоил от 4 до 6 копеек за литр, в зависимости от поставщика. Годовой расход его доходил до 8932 литров, как в сельскохозяйственной артели «Урнек». С «горючкой» часто выходила «напряженка» – так, артели «Молот» то «отпускали плохие нефтепродукты», то не отпус-кали их вовсе, из-за чего в страду случилась целая неделя простоя.
К чести сказать, наши «Путиловцы» не уступали американским аналогам не только в цене, но и в качестве: ломались не чаще, и обслуживание их обходилось дешевле. Ремонт был делом хлопотным: тракторы приходилось отправлять в Мелекесс, а то и в Самару. Но в страду
Целыми тремя тракторами, двумя «Фордзонами» и одним «Путиловцем», обладала ком-муна «III Интернационал». Это самое «обширное» хозяйство содержалось в самом запу-щенном виде: все три машины требовали немедленного ремонта. «Отчеты, анкеты и книги учета по использованию тракторов и расходованию нефтепродуктов» лукавое начальство тщательно скрывало от заезжих ревизоров, объясняя отсутствие бумаг в конторе истреб-лением их мышами!..