Можно сколько угодно рассказывать о каком-либо предприятии, восхищаться применяемыми на нем передовыми технологиями и методами работы или импортным оборудованием. Можно долго рассуждать об умелом маркетинге или растущей конкурентоспособности и качестве выпускаемой продукции. Но рассказ все же не получится полным, поскольку любое предприятие – это, прежде всего, люди. Простые работники и работницы, мастера, инженеры, лаборанты и ведущие специалисты, – словом, все те, без кого не может быть ни технологии, ни качества, ни продукции…

ВЫСТОЯЛИ…

О работе акционерного общества “Милан”, как называется ныне Ульяновский гормолзавод №1, мы рассказывали не раз. Писали о его проблемах, о высоком качестве продукции, о возможных перспективах. Но всякий раз, как бы за кадром оставались работающие здесь люди. А они, поверьте, достойны того, чтобы о них рассказывать. Уже потому, если хотите, что коллектив здесь хотя и небольшой – немногим более трехсот человек, – но достаточно стабильный, сообща переживший все трудности последнего десятилетия, коллектив, сохранивший свой костяк, свои традиции, свое ответственное отношение к такому нужному всем нам делу. И несмотря ни на что сохранились здесь и классные специалисты, и опытные мастера, душой прикипевшие к ставшему, за долгие годы родным предприятию. Такие, как, например, начальник цеха розлива Алсу Шайдуллова, начавшая свой трудовой путь на гормолзаводе с простой аппаратчицы. А заместитель директора по качеству Галина Седова или начальник аппаратного цеха Любовь Охотникова, отдавшие “Милану” не только десятилетия своей жизни, но и часть души, – разве не достойны они низкого поклона за благородный труд свой?

Вообще, когда узнаешь, как и чем жил завод (перерабатывающий в советские времена до 400 тонн молока в сутки), на старте реформ возникает желание до земли поклониться всем работающим на “Милане”. За то, что сохранили предприятие, не дали ему утонуть в мутной пучине тех лет. За то, что сохранили высокотехнологичное оборудование и за то, наконец, что не разбрелись в поисках лучшей доли сами. Каких трудов это стоило, скольких лишений! Ведь начиная с середины 90-х годов, когда сельское хозяйство области стало стремительно приходить в упадок, и объемы производства молочной продукции на “Милане” снизились более чем в двадцать раз, предприятие стало медленно, но верно умирать. Правда, повинен в этом был не только развал сельскохозяйственного сектора экономики области, а и тогдашнее руководство завода, не сумевшее выбрать в тех условиях правильного курса и буквально загнавшее завод в долговую яму.

Выстояли. Кстати, в названии предприятия – “Милан”, оказывается, нет никакого намека на знаменитый итальянский город. Заводчане предложили это название, положив в его основу английское слово “milk”, что по-русски значит “молоко”. И новое имя к заводу прижилось…

НЕЗАМЕТНАЯ СЛУЖБА

Мы привыкли к тому, что любой молокозавод – это, как правило, конвейерные ленты, несущие пакеты со сметаной или ряженкой, уже готовые творог или йогурт, – в коротких рекламных видеороликах и в красочных буклетах нас не посвящают в таинство технологического процесса приготовления этих вкусных и полезных продуктов. А он сложен и многогранен, этот процесс. И проходит большей частью в автоматическом режиме, без вмешательства человека. А это значит, что контроль над его правильностью и точностью, над параметрами – влажностью, жирностью, температурой и т. д. – самой приготовляемой продукции, осуществляется сотнями приборов. Это и простые манометры, и весы, и самописцы, и умная электроника. И от того, насколько точны и надежны эти механические и электронные “контролеры”, во многом зависит качество всего, что под торговой маркой “Милана” поступает на прилавки магазинов и далее – на наши столы.

В отделе КиП и автоматики, который возглавляет Любовь Федоровна Павлова, работают, включая ее саму, всего пять человек, но отдел решает очень важные задачи.

– “Милан” проектировался как завод-автомат, – рассказывает Любовь Федоровна. – Поэтому и импортного оборудования – автоматических линий из Франции, Швеции, Дании – в его цехах установлено немало. Не случись 1991 года с его крахом СССР, а вместе с ним и централизованного снабжения, и планового хозяйства, может быть, и стал бы он таковым. Ведь в годы перестройки, подвергшаяся конверсии “оборонка”, повернулась лицом к перерабатывающей промышленности. Знаете, сколько в то время поступало к нам различных приборов, сколько представителей самых разных оборонных предприятий приезжало сюда со всех концов страны! В тот период, можно сказать, мы и создали тот задел, который помог нам продержаться все последующие годы. Правда, без людей (не побоюсь громких слов), беззаветно преданных делу, людей творческих и надежных, вряд ли что-нибудь получилось. Разве смогли бы мы без них запускать импортное оборудование, ни разу за 30 лет работы молокозавода не пригласив сюда представителей фирм-изготовителей?

Где-то с середины 90-х годов начались для КиПовцев “Милана” серые (по определению Любви Федоровны) дни. Денег у предприятия не было, комплектующие и запчасти для стареющих приборов не приобретались. Не покупались, естественно, и приборы новые. Приходилось придумывать и даже что-то изобретать самим – плохо ли, хорошо ли, но завод все же работал, и без контрольно-измерительных приборов было не обойтись. Трудные то были времена, вспоминает Павлова. Ни работы нормальной, ни зарплаты…

Сегодня “Милан” встал на ноги. Ожило производство. Пришли, наконец-то, на завод люди, заинтересованные в развитии производства. Любовь Павлова судит об этом по работе своего отдела, по отношению к нему руководителей предприятия. И с большим теплом и благодарностью отзывается она о Льве Вячеславовиче Немчаке, при котором отдел КиП и автоматики “Милана” начал получать если и не все необходимое, то многое из того, что нужно для обеспечения нормальной работы производства – видит в этом ветеран завода и неравнодушие, и компетентность.

Это очень важно, считает она. Видя, что начальство не гребет все под себя, а старается, чтобы завод нормально работал, люди смелее смотрят в завтрашний день.