ВЕДУЩИЙ: Знаменитый ульяновский “Авиастар”, наши «Ту»: Ту-204 и Ту-214. Это будущие самолеты. Это тончайшая авионика, компьютеры и так далее. Температура в цехе сборки из-за долгов Чубайсу зимой опускается до плюс 5 и плюс 4 градусов. Такая температура здесь держится неделями. Люди ходят в валенках, как в блокаду. Сталин в годы войны, его директора не разрешали, несмотря ни на что, опускать температуру в цехах ниже плюс 10-12 градусов. Сегодня плюс 5 там, где собирают самолеты. То есть, там, где невозможно ошибиться. Это самолет. Тончайшую авионику люди формируют сегодня в варежках.
МИХАИЛ КАЗАРИН (слесарь-сборщик “ЗАО Авиастар-СП”): Приходится либо дополнительно укрывать определенные места самолета полиэтиленом, подключать машины подогрева. Либо просто работа прекращается.
– Действительно, целлофаном обматываете самолеты, для того, чтобы работать?
КАЗАРИН: Обматываем отдельные части, укрываем целлофаном, греем отдельные места, чтобы можно было загерметизировать отдельные блоки, отдельные узлы машины.
ВЕДУЩИЙ: Господа, я спрашиваю всех наших зрителей, скажите, пожалуйста, вы понимаете, что такое загерметизировать с помощью целлофана, чтобы тепло было, отдельные узлы Ту-214?
ВИКТОР ШЕРСТНЕВ (слесарь-сборщик “ЗАО Авиастар-СП”): Там написано, что температура теплая, а вот здесь вода льется, и тряпка примерзает.
ВЕДУЩИЙ: Тряпка к полу примерзает?
ШЕРСТНЕВ: К полу примерзает, лед образуется, если где-то капает. К нулю температура подходит.
ВЕДУЩИЙ:Как девочки работают здесь?
КАЗАРИН: Девочки работают наравне с мужчинами, точно также. И сверхурочно работают, бывают и выходные работают. Наравне.
ВЕДУЩИЙ:То есть, вы молитесь на теплую зиму?
КАЗАРИН: Естественно, как все в этом городе.
ВИКТОР МИХАЙЛОВ (генеральный директор ЗАО “Авиастар-СП”): Все почувствовали безответственность. Можно говорить, можно не делать. И главное, спроса нет. Раньше за неисполнение спрашивали. Вот лежит пачка документов, постановлений, поручений, начиная от уважаемого Касьянова, Клебанова, кто тут только не побывал, в этом кабинете…
ВЕДУЩИЙ: Хоть одно постановление выполнено полностью?
МИХАЙЛОВ: Ни одного не выполнено – по нулям. Я сравнил период работы с Ельциным…
ВЕДУЩИЙ: Как по нулям? Я понять не могу, как по нулям, если есть постановление премьера?
МИХАЙЛОВ: Нет денег. Можно записать, но деньги не идут.
ВЕДУЩИЙ: Сколько сегодня самолетов выпускает “Авиастар-СП”?
МИХАЙЛОВ: Мы надеемся в этом году четыре…
ВЕДУЩИЙ: Это Ту-204?
МИХАЙЛОВ: Это Ту-204 со всеми модификациями. Сегодня здесь 5 модификаций.
ВЕДУЩИЙ: Укороченный вариант.
МИХАЙЛОВ: Укороченный, грузовой.
ВЕДУЩИЙ: Это действительно лучшая машина в мире. Это, как Россия, на словах звучит сегодня. Пять систем надежности, такой именно машины нет ни у кого.
МИХАЙЛОВ: По надежности, я считаю, что это самая лучшая машина. Самолет, имея такую летучесть, с заполненным салоном пассажиров, с отключенными двигателями планировал 25 километров и благополучно сел.
ВЕДУЩИЙ: Сколько за все эти годы “Авиастар” выпустил Ту-204
МИХАЙЛОВ: Больше 48 самолетов.
ВЕДУЩИЙ: Сколько сегодня летает из них?
МИХАЙЛОВ: Из них летает половина сегодня.
ВЕДУЩИЙ: А остальная половина где?
МИХАЙЛОВ: Остальная стоит у забора, гниет, не эксплуатируется. Все решили, что они – специалисты в авиации…
ВЕДУЩИЙ: Половина, господа, новейших российских “Боингов”, само слово “Боинг” – это оскорбление для Ту-204… Более 20 новейших российских самолетов, наша национальная гордость Ту-204 гниют сегодня у заборов, в том числе и здесь в Ульяновске на “Авиастаре”. Только потому, что Чубайс и его команда, эти господа, именно они, развалили в свое время советский “Аэрофлот” на множество мелких областных и даже городских авиакомпаний.
МИХАЙЛОВ: Очень много однодневок, которые какими-то путями находили деньги, покупали самолеты. А эксплуатировать их, поддерживать – специалистов нет.
ВЕДУЩИЙ: И сколько же они купили, 20 машин, которые оказались им не нужны. Они сейчас гниют?
МИХАЙЛОВ: Да. Они гниют. Пока еще ни один самолет не порезан. Они все стоят в этих планерах. Без двигателей, совершенно невозможно сегодня найти эти фирмы. Хотя часть мы решаем. В какой-то мере через суды.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, а сколько вы могли бы строить сегодня Ту-204?
МИХАЙЛОВ: Я скажу, сколько нужно строить для того, чтобы выйти на самоокупаемость. Нам нужно хоть один самолет в месяц. Сегодня вот то, что мы стараемся сохранить завод с надеждой, что он когда-то государству потребуется.
ВЕДУЩИЙ: Цеха ремонтируете, тепло…
МИХАЙЛОВ: Приходится ремонтировать цеха, поддерживать энергоснабжение. Все это конечно в стоимость самолета. Составляет 56 процентов так называемых постоянных затрат, от которых не уйдешь.
ВЕДУЩИЙ: 56! Больше половины стоимости.
МИХАЙЛОВ: Да.
ВЕДУЩИЙ: Ну что ж делать, если минимум 12, а у вас сейчас всего 4?
МИХАЙЛОВ: Сертификат не дает структура европейская, которая сертифицирует «Боинги».
ВЕДУЩИЙ: Убивают нас, как конкурентов на рынке.
МИХАЙЛОВ: Совершенно верно. Они считают приход одного самолета Ту-204 на рынок той же Европы, это минус одного самолета “Боинга”. Это дословно нам было сказано. Поэтому.
ВЕДУЩИЙ: Поэтому никогда не придете?
МИХАЙЛОВ: Я думаю, придем. Я думаю, придем все равно.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пришли сейчас новые люди, новые министр, премьер-министр новый человек. Их позиция какая? Будет 12 машин в год или не будет?
МИХАЙЛОВ: Это не мои слова, это в прессе есть. Они озвучили, что надо перестать заниматься какими-то прожектами и амбициями, надо с честью похоронить российский “Авиапром”. Оказать всяческую…
ВЕДУЩИЙ: Похоронить? Кто это сказал?
МИХАЙЛОВ: Это в выступлениях руководителей правительства, руководителей Минэкономразвития.
ВЕДУЩИЙ: Греф?
МИХАЙЛОВ: Он устал. Он потерял веру в российскую авиацию. Отдавая крохи средств на поддержание, хотят, чтобы случились чудеса.
ВЕДУЩИЙ: Греф был здесь на заводе?
МИХАЙЛОВ: Да, Греф был здесь на заводе.
ВЕДУЩИЙ: Вот после этого приезда министра Грефа денег больше стало?
МИХАЙЛОВ: Мы от государства с 95-го года не получаем ни копейки.
ВЕДУЩИЙ: На самолеты?
МИХАЙЛОВ: На самолеты.
ВЕДУЩИЙ: Ни копейки?
МИХАЙЛОВ: Ни копейки.
ВЕДУЩИЙ: Никакого заказа от государства нет?
МИХАЙЛОВ: Нет.
ГАЙ СЕВЕРИН (генеральный директор и генеральный конструктор ОАО “НПП «Звезда”, академик, доктор технических наук, профессор, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской, Сталинской и Государственных премий СССР и РСФСР): Мы живем, вся авиационная оборонка живет в основном за счет заказов Китая, Индии, Малайзии.
ВЕДУЩИЙ: То есть, не было бы Китая, конец бы русской оборонке. Не было бы наших “Сухих” последних. Никто бы у нас их не покупал?
СЕВЕРИН: Ну, ты близок …
ВЕДУЩИЙ: Спасибо Китайской Коммунистической партии?
СЕВЕРИН: И Индии, Социалистической партии Индии. Я не знаю, в Индонезии какая партия.
ВЕДУЩИЙ: Значит, наша оборонка… жива до сих пор только потому, что две страны, прежде всего Китай и Индия у нас что-то закупают?
СЕВЕРИН: В основном, да. У нас были годы, когда оборонный заказ составлял 0,5 процента.
ВЕДУЩИЙ: Спасибо китайцам!
АЛЕКСЕЙ МИТРОФАНОВ (депутат Госдумы России): Здесь китайцы помогли. Китайцам надо звание Героя Советского Союза присвоить.
ВЕДУЩИЙ: За то, что в Комсомольске и Иркутске заводы еще живы.
МИТРОФАНОВ: Да, там есть конкретный автор этой сделки – бывший министр авиастроения Китая, он знает русский, учился здесь. Страшный лоббист был этой сделки. И сейчас надо что-то делать. Надо создавать национальную авиастроительную корпорацию, наконец. Нельзя про это говорить 4-5 лет. Собрать всех конструкторов, сбить с них все амбиции, и вопрос можно решить.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, наши военные летчики умеют летать, как было принято летать всегда в Российской армии?
СЕВЕРИН: Я много раз был в Америке, был на авианосцах и видел, как тренируются летчики. Летчики практически летают каждые сутки. День, ночь.
ВЕДУЩИЙ: А у нас?
СЕВЕРИН: У нас, по-моему, остался один несущий авианосец, и остались 34 летчика, которые способны летать с палубы.
ВЕДУЩИЙ: Опять-таки на всю Россию?
СЕВЕРИН: На всю Россию. И если нам предрешена гибель авиации, то дальше мы практически перестаем быть могущественной, с точки зрения интеллекта, державой.
МИХАЙЛОВ: Моя точка зрения, что все это делается сознательно. Это мой вывод.
ВЕДУЩИЙ: Сознательно уничтожаются в России руками, в том числе российских чиновников, великие российские авиационные заводы. Чтобы они не были конкурентами “Эрбасу” и “Боингам” прежде всего. Правильно я понял?
МИХАЙЛОВ: Правильно. Ведь мотивируется тем, что мы не способны сделать конкурентный продукт, не вкладываем ни в науку… как я образно говорю, нам оставляют трассу между Урюпинском и Москвой. И это говорит о том, что это политика государства.
ВЕДУЩИЙ: У Боинга, которые падают каждый год, как известно, три системы надежности. У наших самолетов – пять. Подлейший миф, что новый русский «Ту» неконкурентоспособный с “Боингом” и “Эйрбасом”, это относится разумеется не только к новым российским «Ту», но и ко всем русским машинам, в том числе и к новым русским «Илам».
МИХАЙЛОВ: То, что самолеты сегодня показывают себя достаточно эффективно, ну, поговорите со специалистами. Ведь программы, которые рисуют, рисуют не специалисты. А те программы, которые представляет правительство, специалистами авиационными они просто выхолащиваются и критикуются. И ничего не предпринимается. Чего мы хотим? 15 лет ничего государство в авиацию не вкладывает, ничего. Разговоры о том, что “Боинг”, “Эйрбас” не имеют никаких государственных дотаций – это блеф. И это лицемерие. Мы отлично знаем, сколько вкладывает и сегодня в “Эйрбас” государство. Какими путями, живыми деньгами, гарантиями какими то, лоббированием, когда первое лицо ставит жесткие условия: или ты наш самолет, или мы тебе чего-то не решаем.
ВЕДУЩИЙ: А вы считаете, что “Восьмерка” ставит такие условия. Бери наши “Боинги” или…
МИХАЙЛОВ: Я уверен в этом. Что это жесткое условие “Восьмерки”. А мы не можем видно, я далек от этого, не знаю, но мы не можем этому противостоять.
(ТВЦ, «МОМЕНТ ИСТИНЫ», 3 ОКТЯБРЯ 2004 Г.)