Чтобы заставить сотрудников работать, председатели ульяновских СПК прибегают к услугам наркологов и ворожеек.

“Давайте позовем врача”

– Мне ваши пьянки уже вот где! – заявил на собрании глава администрации села Старое Еремкино Чердаклинского района Камиль Бекеров. – То один по пьяни куда-нибудь не туда въедет, то второй чтоб на бутылку собрать, на чужое добро позарится. Надоело! Завтра вызываю нарколога из Ульяновска. Кто хочет нормально работать и получать деньги, милости прошу к врачу.

Колхозники повздыхали, посовещались, но решили, что стоит попробовать.

– В селе у меня 540 человек, – рассказывает Бекеров. – У половины из них были проблемы с пьянством. Раньше, когда я работал участковым милиционером, решал эту проблему проще. Пьяниц отправлял на лечение в обязательном порядке. Особенно если я узнавал, что человек собирается купить машину или сдает на права.

Сам председатель колхоза не пьет, считает, что для мужчины главное – здоровье и семья. Больше всего новым порядкам рады, конечно, жены закодированных колхозников.

– Самогонщицы нас замучили, – жалуется доярка Маргарита Терешина. – Мало того что пойло свое мужикам продают, так они его еще с клофелином мешают. Мужики после такой самогонки чудят так, что мало не покажется.

Битва

за урожай

Годом раньше своих сотрудников закодировал председатель СПК “Вперед” Валентина Краснова из села Алешкино Теренгульского района. Проблемы в колхозе были, как и во многих других хозяйствах: нет денег на ремонт техники и… повальное пьянство. Посевную колхоз начал позже всех в области – в конце июня. Да и посеялись с грехом пополам: то техника ломалась, то работнички, выпив, начинали чудить. Устав читать нотации рабочему классу, Краснова решила его закодировать. Пообещав, что с работников она не вычтет ни копейки, Валентина позвонила в Ульяновск.

В самый разгар посевной в село приехала бригада наркологов, которые должны были кодировать механизаторов и пастухов от алкоголизма. Народ, собравшийся у правления колхоза, нервно переглядывался, словно ждал какого-то подвоха.

– Пьяниц не люблю, – Краснова решительно отметала все расспросы ошарашенных мужиков. – Хватит уже баб мучить, пора за ум приниматься.

Работники повздыхали о том, как стыдно прилюдно признаваться в своем недуге. Но в назначенный день больше половины приглашенных пришли в правление колхоза, позвав с собой для храбрости кого-нибудь из родственников.

Четверо медиков в белых халатах, прочитав лекцию о вреде “зеленого змия”, сделали уколы и предупредили о возможных последствиях, если кто-либо из новоявленных трезвенников решит вдруг выпить.

– Работаем теперь как раньше, – говорит Федор Акимов. – Вот только жить скучно стало. Я уже до того дошел, что с сыном бумажных змеев мастерю.

– Результат повального “отрезвления” был ошеломительный, – рассказывает Валентина Краснова. – Работать стали в два раза продуктивнее: за три недели отремонтировали всю колхозную технику. Темпы роста – как в годы первых пятилеток. Надои выросли в три раза, прирост мяса – в два с половиной. Площади под яровые – аж в пять раз!

Совпадение или как, но через два месяца после операции по кодированию СПК вышел по всем показателям на первое место в районе.

“Дедушка,

наколдуй дождик”

Что интересно: директоры СПК и фермеры решают производственные проблемы не только с помощью наркологов и психологов. Многие обращаются к народным, веками проверенным средствам. В отдаленных селах Старокулаткинского района в летнюю засуху проводят национальный обряд “урнаш”. Рядом с рекой разводят костер, на котором готовится угощение, жители села приносят продукты из дома. Самые пожилые и почтенные жители села молятся, прося послать на поля дождь. Потом сельчане устраивают пир, после которого дети набирают ведра воды и ходят по деревне, обливая каждого, кто встретится на пути. Обижаться ни в коем случае нельзя.

– Когда я была маленькая, жила в Средней Терешке, – рассказывает жительница Старой Кулатки Римма Минеева. – И сама каждое лето принимала участие в этом обряде. Но для меня это было, скорее, забавой, возможностью искупаться в речке, съесть вкусную похлебку, приготовленную на костре. А старики относились к этому обряду всерьез. Дожди в нашем районе обычно редкость, раньше бывало, что под июльским солнцем весь урожай выгорал на корню.

Пенсионер Василий Пупышев из Кузоватовского села Стоговка долгое время считался среди местных жителей большим специалистом по заклинанию дождя.

– Мы к нему обращались каждый раз, когда была необходимость, – рассказывает местная жительница Арина Филипенко. – Причем еще в начале девяностых местные фермеры приносили ему за услуги то мешок муки, то мешок сахара. Сейчас у нас мало кто в чудеса верит. Все больше в мелиорацию.

УМная справка

Ежемесячно средний ульяновец тратит пять процентов от своей зарплаты на алкоголь.

При кодировании у профессионального нарколога, по данным областного наркологического диспансера, излечивается каждый второй.

Самые тяжелые формы алкоголизма – после лечения у бабушек, ворожеек и травниц.

Комментарий

Матушка Магдалина, настоятельница Иверского женского монастыря:

– Я считаю, что заклинание дождя, ворожба на прибыль – вредные суеверия, которые могут принести только вред. Для того чтобы жить со спокойной совестью, надо работать по-честному. И тогда все будет хорошо. А что касается наркологов, то, на мой взгляд, это личное дело каждого человека – пить или не пить. К нам в монастырь часто приходят женщины, у которых мужья пьют. В деревнях это не редкость. Таким мы советуем молиться и больше разговаривать с мужьями. Ведь нарколог – это еще не панацея от всех бед. Человек должен сам принять решение, как ему дальше жить, и собрать всю силу воли, чтобы измениться в лучшую сторону.