Жесткие меры Избиркома по отношению к СМИ делают свое дело: за полтора месяца до дня голосования население области не имеет ни малейшего представления ни о кандидатах, ни об их взглядах и программах, ни о том, жива ли вообще часть из них, еще недавно подававшая голос. Как все это соотносится с понятием “свободные выборы” % вопрос риторический. С точки зрения демократии, пожалуй, никак.
В октябре уже прошли выборы в ряде регионов России. В частности, в Иркутской области. Одной из главных проблем там оказалась явка избирателей. Ее порог – 20 процентов, но и он был все время под угрозой.
Народ на участки не шел. Кто-то склонен расценивать это как неспособность россиян усвоить жизнь по закрепленным в Конституции демократическим нормам. А нормы действительно демократические: власть избирается населением в ходе свободных выборов.
Вот тут, наверное, и лежит главная закавыка. Чтобы сделать сознательный и свободный выбор, человек должен ориентироваться в том, из чего ему предстоит выбирать. То есть иметь информацию о кандидатах. В период избирательных кампаний потребность в информации максимальна. Люди хотят знать о претендентах как можно больше, и не только об их служебной деятельности, но и биографию, личностные качества, круг общения и так далее.
Однако именно в этот период на информацию во многом вводится цензура. Не то что про круг общения кандидата или его хобби нельзя рассказывать – даже за освещение служебной деятельности должностных лиц, не ушедших в предвыборный отпуск, Избирком пытается привлечь газеты и телерадиоканалы к ответственности.
Чего хотят добиться – полной тишины? Уже почти добились, на 5 декабря в Ульяновске назначены, как известно, выборы органов власти четырех уровней, но человек со стороны, приехав в наш город, скорее всего, и не догадается, что у нас какието выборы. Их признаки полностью отсутствуют. Ни наглядной агитации на улицах, разрешаемой кандидатам, кстати, с момента выдвижения, ни плакатов, ни листовок, ни публикаций о ходе избирательной кампании в СМИ. И вот в этих условиях людям предлагается осуществить свое право “на свободный выбор”.
Если говорить резко, это никакаяне забота о чистоте избирательной кампании, а обыкновенное отношение к народу, как к быдлу. Но народ, хоть и затюканный, не любит, когда к нему относятся посвински, и протестует. Где-то – низкой явкой, а у нас последнее время – голосованием “против всех”. Может, к этому сознательно и ведут деньги только вот бюджетные жаль, в области, где население замерзает в своих жилищах, каждая копейка должна бы быть на счету. Хотя эффект может оказаться и прямо противоположным. Когда власть в прошлом декабре очень хотела, чтобы выборы состоялись, народ их провалил. Если же люди увидят, что власть хочет выборы провалить, они, не исключено, захотят сделать как раз наоборот.