В преддверии принятия закона о новом порядке избрания глав регионов аналитики все чаще задаются вопросом о том, что же все-таки станет определяющим в отборе кандидатур на эти должности.
Предполагают разное.
Мы здесь, в Ульяновске, руководство пока что пытаемся избрать, но совершенно очевидно, что в Москве есть силы, которые хотели бы ускорить ввод назначаемости. И губернаторов, и мэров. Участников нашей избирательной кампании уже почти в открытую запугивают: дескать, хлопочете, деньги палите, а через полгода губернатора все равно переназначат. Это что-то вроде психической атаки авось кто дрогнет да и свернет свою предвыборную кампанию. Хотя для нашего-то случая все обстоит, по-моему, как раз наоборот. Чтобы иметь шанс встать во главе региона на ближайшие четыре-восемь лет, надо победить на декабрьских выборах, поскольку победитель наверняка будет первым претендентом и на назначение. Думать, что президент, зная о недавних выборах в области, предложит человека со стороны, несерьезно.
И нелогично.
ГРУППА ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ
А откуда вообще будут браться кандидаты на эти должности? Кто, где и по каким принципам будет их выискивать? Есть, конечно, регионы уровня, так сказать, особого внимания главы государства. Президент хорошо знает и нынешних руководителей этих регионов, имеет на примете, наверное, и их сменщиков.
Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, может быть, еще богатая золотом Якутия, Чечня.
Если где-то вспыхнет громкий скандал, это тоже потребует личного вмешательства главы государства.
Надо будет срочно убрать проштрафившегося и назначить нового.
Регионов “особого внимания президента” наберется десятка полтора. Кроме них, в России еще почти 75 субъектов федерации. Для отбора одной кандидатуры надо изучить хотя бы пять. А лучше – десять. То есть список претендентов на всю страну должен включать в себя от 400 до 800 фамилий. Хорошо узнать столько людей глава государства не в силах, и работа по составлению списка будет поручена какой-то группе лиц. Эта группа окажется по сути главным органом формирования власти на местах. Вокруг нее и предстоит роиться соискателям должностей.
ДЕНЬГИ НА ВЫВОЗ
В том, что роиться они будут не с пустыми руками, не сомневается практически ни один человек, изучающий эту проблему. Даже председатель Центризбиркома Александр Вешняков, всегда лояльный к президенту и его инициативам, заявил в интервью “Итогам”, что новая система избрания регионального руководства “имеет большой потенциал развития коррупции”.
Речь – о взятках, которые претенденты на губернаторские кресла повезут в Москву. Не Путину, конечно, а кому-то из той анонимной “группы лиц”. Суммы называют астрономические – до ста миллионов рублей и выше с одного кандидата. Находятся, впрочем, и такие, кто говорит: “Ну и пускай везут, денег-то все равно будет тратиться меньше, чем на выборах”.
Цинизм явно крепчает, беря верх над всем остальным. Деньги кандидата на выборы и его же деньги на взятки – не одно и то же, даже если не брать во внимание, что второе является уголовным преступлением. То, что идет на выборы, идет на экономику страны. Эти деньги распределяются между политтехнологами, сотрудниками штабов, типографиями, печатающими предвыборные листовки и плакаты, работниками почты, доставляющими их к избирателям, студентами, занятыми в сборе подписей и расклеивании все тех же плакатов, СМИ, размещающими агитационные материалы. Перепадает что-то, возможно, и просто избирателям в качестве задабривания. Но все это остается в России, расходуется здесь на товары и услуги. А вот то, что попадет в карманы “группы лиц”, уплывет. Эти суммы превратятся сначала в доллары и евро, а потом в дома и виллы на территории Англии, Испании, Франции, Италии, Швейцарии и прочих стран. В каком-то смысле появится еще один канал вымывания финансовых ресурсов России и обескровливания ее экономики, если этому не придумать противоядие.
ВСЕ ДЕЛО В МЕШКЕ
Его, скорее всего, не придумают. Тогда возникает следующий вопрос: с деньгами в Москву поедут многие, кто же из них попадет в счастливчики и получит должность? На этот мотив мне вспоминается старая история. В начале 80-х я учился на курсах в одном из украинских городов. Жил на квартире у старушки. По совпадению она оказалась землячкой, родилась в Карсунском районе. Иду как-то с учебы, моя хозяйка и несколько ее подруг сидят на лавочке у подъезда. Я поздоровался. Одна из старушек спрашивает: – Внучок что ли?
– Нет, – отвечает хозяйка, – земляк это мой, из Ульяновской области.
– А откуда? – уточняет старушка.
Я называю село в Сурском районе.
– Дак я знаю, – говорит та, – ездила, когда еще молодая была, к вашему колдуну.
У нас и правда жил очень известный экстрасенс, как теперь говорят.
По-деревенски его называли “ворожец”. Угадывал, где находятся пропавшие или украденные вещи, говорил, что за болезнь у человека, как ее лечить и так далее. Вот к нему жившая до Великой Отечественной войны в Алатыре старушка и ездила. Она рассказала, что ее муж завел тогда любовницу и ушел. Испробовав раз ные методы, женщина решила обратиться к “колдуну”. “Положила, – говорит, – я в салазки (дело было зимой) мешок муки и поехала”.
– Ну, и что, – спрашиваю, – помог он?
– Нет, – сказала старушка, – опоздала я, сынок, она, сука, раньше к нему съездила, с двумя мешками.
В общем, подарок “колдуну” женщина хоть и оставила, но муж к ней не вернулся. Исход дела решил второй мешок соперницы, в чем добрая старушка была уверена и много лет спустя.
Теперь уж умерла, наверное.