В последние четыре года в нашу область активно внедряются иногородние фирмы и компании. Овладевая ульяновскими предприятиями, эти фирмы неизбежно внедряются в политические структуры и потому играют существенную роль в социальной жизни региона. По мнению некоторых аналитиков, одной из таких компаний, стремящихся не только подмять под себя экономику области, но и расставлять на ключевых постах своих людей, является группа компаний «СОК» (Самарская объединенная компания). Считается, что и избирательную кампанию одного из нынешних кандидатов в губернаторы Ульяновской области финансируют «соковцы».
1. Немного истории
Истоки группы компаний «СОК» восходят к началу 90-х годов, когда некоторые из будущих учредителей фирмы (всего их было пять человек) облапошивали доверчивых горожан в «наперсток». Как утверждает журнал «Профиль», один из лидеров «СОКа» Юрий Кочмазов в свое время консолидировал деятельность наперсточников в Самарской области, а также организовывал игры в Москве и на волжских теплоходах.
Зарегистрированный в 1995 году, первоначально «СОК» был известен, как фирма, торгующая автомобилями, в том числе автомобилями, получаемыми областным бюджетом в счет долгов АвтоВАЗа. Есть версия, что в 1996 году «СОК» каким-то образом установил контроль над сызранским ОАО «Пластик» – эксклюзивным производителем пластиковых изделий для автомобильной промышленности в России. Именно с этого момента дела группы пошли в гору.
В 1998 году «СОК» создал в Сызрани фирму «Рослада» для выпуска легковых автомобилей «ВАЗ-2106». При этом машины, выпускаемые «СОКом», были на 5—15% дешевле, чем те, что выпускал сам «АвтоВАЗ», поэтому за группой сразу закрепилась слава компании, не просто имеющей возможность лоббировать свои интересы в руководстве АвтоВАЗа, но и способной действовать нахраписто и жестко. Не так-то, по-видимому, просто было в будущем взять на себя всю дилерскую сеть Волжского автогиганта. Ведь всем известны криминальные войны, произошедшие в Тольятти в 90-х годах, когда в бандитских разборках погибло более 500 человек.
Со временем «СОК» получил и полный контроль над производством комплектующих для АвтоВАЗа – карбюраторов, стартеров, фар и автомобильной электротехники.
По неофициальной информации, за этим бизнесом «СОКа» стояли высшие менеджеры АвтоВАЗа.
2. Экспансия
Между тем в 1999 году «СОК» установил контроль над смежниками АвтоВАЗа — димитровградским ДААЗ, АО «АвтоСвет» и АО «ОСВАР» (Владимирская область). Во Владимирской области экспансия «СОКа» состоялась путем скупки акций и долгов с последующим введением внешнего управления. На ульяновском ДААЗе «СОК» обосновался по «схеме Березовского». Все ключевые товарные потоки предприятия контролируются менеджерами, близкими к «СОКу» (его позиции здесь усилены еще и тем, что 100% акций ДААЗа принадлежат «родственному» АвтоВАЗу). При этом «СОК» – крайне закрытая структура (почти никакого общения с прессой). В первые годы своего существования группа практически не “светилась” ни в одном из крупных силовых конфликтов. Единственным моментом, когда ситуация едва не вышла из-под контроля, была силовая война 1997-1998 годов. Тогда поводом послужили материалы проверки имущества ГП “ЗИМ”. В ходе проверки выявились факты использования стадиона “Волга” под вещевой рынок самарской фирмой “Ток”, аффилированной СОКу. В ходе разразившегося конфликта милиционеры пытались доказать, что работа “Тока” не позволяет учитывать большие суммы наличных, поступающих от торговцев. Итогом конфликта стало увольнение начальника Самарского УВД А. Андрейкина со своего поста. Так корпорация выиграла свою первую публичную силовую войну.
В 2000 г. произошел конфликт группы “СОК” с ульяновским губернатором Горячевым. Он был вызван попытками последнего отобрать у «СОКа» ДААЗ, пересмотрев итоги его приватизации. Действуя таким образом, губернатор настроил против себя не только самарский «СОК», но и 100-процентного собственника ДААЗа – тольяттинский АвтоВАЗ.
Не отсюда ли поддержка «СОКом» в 2000 году Владимира Шаманова и последующее засилье самарцев в его команде. Впрочем, сегодня в «СОКе» вроде бы считают, что генерал не оправдал всех расходов, связанных с его поддержкой, поэтому в нынешней избирательной кампании делают ставку на другого кандидата.
В настоящее время бизнес группы «СОК» имеет 40 направлений всех видов деятельности, ее предприятия разбросаны по всей стране, есть тесные связи и в СНГ, и в дальнем зарубежье.
3. «СОК» под колпаком?
Впрочем, даже у столь мощной структуры, сумевшей взять под свой контроль перспективный бизнес Димитровграда и ряд предприятий Ульяновской области, в последнее время стали возникать серьезные проблемы с правоохранительными органами. Показателен пример с недавним обыском в центральном офисе «СОКа», проведенный 6 июня по уголовному делу, связанному с борьбой вокруг активов ОАО «Оренбургавтотранс». Основными активами этого перевозчика являются различные объекты недвижимости, торговые центры и производственные базы, расположенные в Оренбурге, Орске, Бугуруслане и других городах Оренбургской области.
Спустя месяц обыски в «СОКе» возобновились. 14 июля начались выемки документов в «Барнаултрансмаш» и одном из подразделений ДААЗа. В самой компании настаивают на политической подоплеке этого дела, в ФСБ утверждают, что, якобы, «СОК» не платил налоги. Называют и другую причину – вывоз за пределы России танковых двигателей, которые производит входящее в «СОК» ОАО под видом сельхозтехники.
И теперь «СОК» проверяют на причастность к незаконному экспорту. В самом «СОКе» категорически отказываются от любых официальных комментариев. Но как пояснил источник в руководстве компании, в обысках принимали участие сотрудники и УФСБ по Самарской области, и российской ФСБ, а также представители Алтайского регионального управления службы безопасности.
Как стало известно, в УФСБ по Самарской области предполагают, что деньги, заплаченные за акции БТМ, прошли через сеть оффшорных фирм, в результате чего были не полностью оплачены обязательные налоговые платежи.
Региональные банки, среди которых «СОК» ежемесячно размещает только краткосрочных векселей на сумму порядка 200 млн. рублей, консультировались по поводу этих событий и ждут дальнейшего их развития.