Едем вдоль разлохмаченной трубы, от которой к небу поднимаются клубы густого пара. Впереди – поселок Октябрьский Радищевского района. «Безобразие, – думаю про себя, – сколько тепла пропадает!» Когда часа через три возвращаемся обратно, трубы уже не парят: в расположенной поблизости котельной сегодня топить больше не будут. Режим экономии…
У воды быть да не напиться…
Поселок Комаровка Новоспасского района утопает в воде, а случись, например, пожар – так и потушить нечем. Да сюда и вовсе никакой транспорт не проедет. По улицам текут ручьи от многочисленных прорывов водопроводной сети. А за водой чаще всего приходится ходить на родники. Размыло земляную дамбу, и воды местного пруда хлынули прямо на дорогу, превращая ее в болото, и отсекли Комаровку от цивилизации. Кругом вода, а пить нечего. Такая жизнь в Комаровке. Парадоксальная!..
Жители новоспасской глубинки ездят в Ульяновск за капустой, где на рынке этот овощ стоит 4 рубля за кило, а в р.п.Новоспасское – все 10! Килограмм говядины в селах Новоспасского района стоит 120 рублей. Получается, чем дальше в глубинку и ближе к земле, тем дороже продукт. Парадокс? Парадокс!
«Я на грибах больше заработаю!»
Жителей Комаровки мы встретили на трассе за поселком Троицкий Сунгур – они грибы продавали. Геннадий Назаров, сельский механизатор, торгует опятами – «стольник» за ведро. Грибы для него теперь вовсе не приработок, а самая, что ни на есть основная работа. С коллективным хозяйством Геннадий больше не хочет иметь никаких дел. Рассказывает о своем товарище, который все лето работал в местном ООО «Керн». Получил две тысячи рублей. Торгуя грибами на трассе, Геннадий зарабатывает столько же за неделю. Сам он тоже в этом году нанимался по своей главной профессии, но только к частнику-фермеру, который заплатил Геннадию за работу 8 тысяч рублей. Это еще куда ни шло, и на следующий сезон Геннадий намерен снова к нему подрядиться. Пока опята не пойдут…
Медицина – платная и бесплатная
«Доходы» учителей и врачей – притча во языцех. Но на селе им завидуют – они хотя бы иногда видят «живые» деньги. Завидовать тут, конечно же, нечему. Хотя не забудем: на селе – везде парадоксы. Беседуем с фельдшером Новоспасской райбольницы Евгенией Милешиной. Недавно здесь был праздник: получили деньги за июль. Теперь можно раздать долги и занимать снова. Оклад фельдшера 1000 рублей, водителя «санитарки» – 700-900 рублей. Бензина нет, и вызвать «скорую» в какой-нибудь из населенных пунктов можно далеко не всегда. По словам водителей, больничная техника – сплошные «дрова».
Пациенты давно поняли: медицина уже стала платной. В Новоспасском это слишком наглядно. Здесь же, в ограде районной больницы, развернуто строительство. Здесь будет новый диагностический центр. Только коммерческий. Разумеется, строительство согласовано и с главой района и с главврачом больницы. Бесплатная медицина остается лишь на бумаге. Но это уже не парадокс, – закономерность…
А если без парадоксов?
Новый губернатор должен начинать с сельского хозяйства – так нам заявили и фельдшер Новоспасской больницы, и директор Верхнемазинской средней школы. Работники бюджетной сферы отлично понимают, что хлеб – всему голова.
А можно ли исправить положение? Мария Кузьминична Шаронова из Уваровки Кузоватовского района в «светлое будущее» не верит. Даже скотины нет в хозяйстве: «Как будто ветром приподняло да унесло! А ведь было более 1000 голов, не считая молодняка! И молодежь вся разъехалась – попробуй, верни ее! « Осталось нам, старикам, помереть только!» – трудно поверить в возрождение села, слыша такое…
И все ж надежда есть. Уже есть фермеры, способные более или менее достойно оплачивать работу сельского труженика, остаются на плаву и некоторые крупные хозяйства. Власть должна поддерживать сельского производителя, поощряя крепких хозяев – фермеров и директоров.
Подхожу к трем мужикам, жителям Кузоватово. Недавно из-за разорения местных предприятий двое из них вынуждены были сменить рабочие спецовки на форму охранников (один охраняет школу, другой – детский сад), третий пристроился в «Ульяновскэнерго». Узнав о том, что Сергей Герасимов готов вложить миллиард рублей в сельское хозяйство, мужики заметно оживились. Скептическое высказывание одного из них о том, что все равно все «разворуют», тут же опроверг другой: «Нет, частник будет жестко контролировать, куда пойдут его деньги. Он не допустит, чтобы они осели в карманах чиновников. Предпринимателя интересуют прибыли. Главное, чтобы человек он был свой, ульяновский, и его интересы совпадали с нашими общими интересами. А ведь «Милан» и хладокомбинат – не обанкрочены, а, наоборот, успешно работают и набирают обороты, и, причем, они тесно завязаны с сельским хозяйством».
Все те, кто что-то слышал об инициативе Герасимова, с интересом это обсуждали.
…Возле Кузоватовской районной администрации кучкуются водители – они привезли сюда своих начальников, директоров, хозяйств – на совещание. Шоферов на мякине не проведешь. Они охотно включаются в разговор и высказывают пожелания ульяновскому инвестору. Кто-то подсказал: «Нужна конкретная программа инвестиций».
Действительно, такая программа нужна, и уже разрабатывается. Для этого организуются встречи, собираются предложения от населения области. Ульяновцы сами должны решить свою судьбу. Чтобы жить без парадоксов. Чтобы механизатор Геннадий Назаров мог зарабатывать хорошие деньги своим механизаторским трудом, а не сбором опят…