60 квадратных метров городской квартиры Александр Скатулов делит с двумя питонами, пекинесом, скорпионами и 50 попугаями. Не считая домочадцев…
Зоодом
Оказавшись в доме известного ульяновского зоолога Александра Скатулова, поначалу кажется, что ты стал участником съемок фильма «Джуманджи»: словно по джунглям, пробираешься вдоль огромных аквариумов с насекомыми-экзотами; от ужаса вздрагиваешь, заметив под телевизором свернувшихся, как два пожарных шланга, питонов. От страшных мыслей отрезвляет щебет полусотни попугаев из кухни. Правда, это уже другая епархия — любовь и гордость тещи Александра Викторовича.
Такой зоопарк в обычной городской квартире появился не сразу. Началось все с увлечения ящерицами-эублефарами. Австралийские ученые утверждают, что они — незаменимые домашние питомцы для людей с неустойчивой психикой. Скатуловский питомец не опровергал международный опыт: все время нашего разговора ящерица, словно кошка, спокойно сидела на наших руках, изредка отвлекаясь лишь на то, чтобы языком вычистить свои глаза.
А вот покормить с рук эублефара мы не решились. Дело в том, что лакомятся они исключительно насекомыми — сверчками и тараканами. Александр Викторович признался, что в первое время возил особых тараканов из Москвы. Потом ему надоело ездить в столицу за насекомыми, и ученый стал разводить «корм» в неволе. Так в зоосаду Скатулова завелись принцизии — разновидность мадагаскарских тараканов, достигающих ладони в величину.
— Они известны тем, что шипят в случае опасности, как змеи, — просвещает нас зоолог.
Мы в ответе
за тех,
кого приручаем
— А соседи ваши не шипят, зная о такой опасности за стенкой? — озабочены мы другой темой.
Скатулов гарантирует, что тропическая «нечисть» никуда не сбежит, а если даже и выберется из квартиры, то долго в наших широтах не протянет. Даже питоны — такие опасные в тропиках — в наших неотапливаемых квартирах вынуждены согреваться под лампой, чтобы не простыть.
— Самые свирепые обитатели зоопарка — черные скорпионы и два паука-птицееда — содержатся отдельно, — успокаивает нас Александр Викторович. — Раньше была игуана, но это ленивое создание, прогулки не любит, хотя у меня был специальный поводок для нее.
— У животных, как и у людей, есть свои причуды, — продолжает Александр Скатулов. — Например, игуана любила кататься… на моей спине. Ухватится за шею и так верхом на мне передвигается по всей квартире. С удовольствием любила полакомиться персиком, а могла неделю сидеть на морковке с редиской. Зимой подкармливал игуану укропом, петрушкой, простым салатом.
Вопросы о кормежке самые распространенные, с которыми обращаются к Скатулову. Как-то даже один новоявленный обладатель питона за советом обратился.
— Можно, конечно, питона накормить яблоками (кстати, чтобы подпитать витаминами гадов, поступают так: витаминами и лекарствами подкармивают живой корм — мышей, кроликов, а потом их подают змеям) или игуану — мясом. Но тогда она начнет быстрее расти и проживет гораздо меньше, — разъяснял зоолог. — Вот почему я против содержания в ульяновских квартирах экзотических животных. Не все знают, как правильно надо содержать экзотического питомца. К сожалению, многие часто забывают заповедь Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручаем».
Живые картинки
Знатока флоры и фауны Александра Викторовича можно слушать часами. А когда рассказы зоолога сопровождаются «живыми иллюстрациями», становится вдвойне интересно. — Чтобы приготовить воду для этого аквариума, — интригует нас Скатулов, подводя к неказистым рыбкам, — приходится смешивать несколько видов солей. Но обитатели озера Танганьика того стоят. Уникальное озеро очень глубокое, и вода в нем изначально была морской, и фауна была морская. Но за несколько сотен тысяч лет вода опреснилась. И эволюция в этом озере пошла совсем по иному пути. Представляете, морские рыбы живут в пресной воде.
Особое место в коллекции Скатулова занимают палочники, их у Александра Викторовича более десяти разновидностей.
— Это удивительные существа, — восхищается зоолог, показывая аквариум, в котором словно вырос куст. — Формой своего тела они один в один имитируют веточки и сучки деревьев. Если поместить в аквариум несколько веточек и рассадить на них этих удивительных насекомых, то не специалист ни за что не разглядит их. Так же прячется и зеленый богомол, теряющийся среди редких тропических растений. Богомолы — хищники. За ними глаз да глаз нужен. Если аквариум открыт, то богомол может и сбежать. Он, кстати, не откажется отобедать тараканом, если тот случайно окажется на его территории. Наблюдать за ними чрезвычайно интересно. Знаете ли вы, что некоторые насекомые за свою жизнь линяют до шести и более раз, поскольку «скелет» у них находится снаружи и мешает росту.
Купание зеленого питона
В прихожей обитают самые тихие обитатели зоопарка — два питона. Семилетка достиг в длину полутора метров, второй по сравнению с ним — крошка. Александр Викторович, скованный ползающими по нему питонами, рассказывает, что эта разновидность очень мирная и никогда без надобности не кинется. Разве что на живых кроликов, которых раз в месяц Скатулов закупает на Южном рынке для своих питомцев.
— Мои змеи достаточно чистоплотны, — рассказывает Александр Викторович. — Летом, когда была горячая вода, я периодически купал их в ванной. Это особенно необходимо, когда питон меняет кожу. Для него линька — очень болезненная процедура. Ее можно сравнить даже с родами. Если бы позволяли размеры ванной, то они могли бы поплавать. А так просто отмокают…
— А вообще — утомительное это дело зоопарк, — улыбается Скатулов. — Нервов столько: то питон простынет, то богомол сбежит, то гекону подружку искать. Но зато живешь, словно в джунглях. А кто еще может этим похвастаться?