Программа преобразования села, разрабатываемая председателем Совета директоров ОАО «Милан», генерального директором Ульяновского хладокомбината Сергем Герасимовым, вызвала неподдельный интерес опытных хозяйственников. У многих руководителей сельхозяйственных и перерабатывающих предприятий есть конкретные предложения и дополнения к программе. Николай Тюрюшкин, бывший директор Неклюдовского спиртзавода и одноименного совхоза, поддерживает тесные связи с коллегами из Мордовии, где ему тоже пришлось когда-то немало потрудиться. Оказывается, нет смысла изобретать велосипед. Республика, когда-то смотревшая на Ульяновскую область как на недосягаемый идеал, сегодня ушла далеко вперед по производству сельхозпродукции. И теперь, кажется, уже нам следует перенимать мордовский опыт.
– Николай Васильевич, почему вы обратились с вашими предложениями именно к Сергею Герасимову? Сегодня многие ульяновские политики говорят о необходимости исправить положение в сельском хозяйстве…
– Дело в том, что общие направления, обозначенные именно в программе Сергея Алексеевича , во многом совпадают с моими воззрениями. Прочие же авторы различных программ, обозначая в своих выступлениях проблемы сельского хозяйства, по сути обходят их стороной. Потому что это очень сложный, тяжелый вопрос…
– Коренной вопрос. Не решив его, видимо, бесполезно браться за все остальное?
– Да, несомненно…
– Какие же пути выхода из кризиса вам видятся?
– Первое, как в наших условиях поднять можно село… Я считаю, что нам необходимо воспользоваться опытом, уже «обкатанным» в некоторых регионах России. Опыт, о котором я говорю, успешно живет в Орловской области, живет в Мордовии, уже внедряется в других регионах…
Этот опыт имеет разные формы. В Мордовии это – создание унитарного сельскохозяйственного предприятия. Иначе – предприятия по развитию села при республиканской (в нашем случае – областной) администрации. Именно областная администрация должна полностью контролировать и регулировать денежные потоки, средства, которые будут целевым образом направляться на развитие села.
– В какие отрасли сельского хозяйства следует на ваш взгляд сделать первоочередные «вливания»?
– Животноводство, конечно…
И не просто увеличение численности поголовья. Что толку, если удои по 1 – 1,5 л? Это вместо 5-6 л! Поэтому первоочередная задача здесь – развитие племенного хозяйства. А в растениеводстве – развитие семеноводства. Те семена, которые используют по области, в большинстве своем пятых-шестых репродукций. От них толку нет и – не будет.
– Расскажите подробнее, что это за «унитарное предприятие» в Мордовии? Как оно было создано?
– Началось все с создания фонда развития села, куда стекались средства, направляемые правительством республики в конкретные хозяйства, на конкретные цели. Позже обязанности и полномочия фонда расширились. Он сначала взял на себя обеспечение предприятий техникой. Так постепенно фонд преобразовался в унитарное предприятие. Оно защищено администрацией. Они обеспечивают село техникой, удобрениями. Взяли на себя строительство сельское, ипотечное дело, вопросы газификации. У них своя переработка уже, торговля. То есть это мощное, по сути дела, предприятие по поддержке сельского хозяйства Мордовской республики.
– Да, разница между мордовским и ульяновским селом заметна наглядно, стоит пересечь административную границу…
– Да, все это видно! Там обрабатываются поля, собирают хороший урожай, там внедряют новые технологии. В этом году, например, сахарную свеклу девать некуда было. Сейчас там возрождается свиноводство, разведение крупного рогатого скота. А раньше – все, как у нас: и поголовье падало, и удои…
А сейчас к нам, в Ульяновскую область, поставляется мордовское молоко, мясокомбинат Атяшево завоевывает свои позиции.
– А большое оно, это унитарное предприятие?
– Туда организационно включены сельхозпредприятия в каждом районе. Это целая сеть хозяйств.
– То есть, можно сказать, что вся аграрная отрасль Мордовии представляет из себя единое унитарное предприятие?
– Да, это все села Мордовии. И часть города. Туда вошли и перерабатывающие предприятия, и торговые точки…
Есть у них и свои предприятия, и свои магазины. Свои супермаркеты…
– А как решаются кадровые проблемы? У нас-то народ из села разбегается…
– Эти задачи они решают умно, толково. Жителям села, молодым специалистам выделяются на строительство жилья стройматериалы. Определяется и план строительства дома, сроки работ. По истечении этих сроков (до 20 лет!) начинает выплачиваться, там, кредит. И принимают они не только деньгами, а морковью-картофелем, мясом-молоком по цене, которая сложилась в данный день на рынке.
– И поднято сельское хозяйство Мордовии было с такого же лежачего состояния, как и у нас в области, или немножко получше?
– Оно уже, как говорится, готовилось лечь…
– Откуда же первоначальные средства взялись?
– Руководство республики провело умную политику. Долги предприятий в республиканский бюджет были востребованы их изделиями, и этот товар (кабельная, светотехническая продукция, самосвалы, экскаваторы) меняли в других областях на технику, удобрения, а хозяйства платили за них зерном, продукцией…
Сейчас они далеко от нас ушли. Вот ульяновский губернатор гордится тем, что область за три года получила 86 единиц сельхозтехники. А в Мордовии столько же за этот же срок поступает в каждый район! А ведь Ульяновская область потенциально сильнее! Если нам удастся перенять их опыт, мы сможем вывести его на новую качественную ступень.
Интервью провел Николай УХНОВ