Никто не мог предположить, что сын многолетнего первого секретаря Старокулаткинского района Фарит Абдрашитович Санжапов (ФАС), отсидев в Сызранской колонии четыре с половиной года, приобретя там кличку “кидала”, займёт в районе высший пост на целых два срока. Статья 931УК РСФСР “Хищение в особо крупных размерах” предусматривала лишение свободы на длительный период, либо расстрел. Однако, ФАСу удалось избежать заслуженного наказания, если учесть, что обвинялся он и по таким статьям, как “Спекуляция”, “Подлог”, “Приписки”, “Халатность”. В общем, полный джентльменский набор…

В 80-х годах прошлого века сын бывшего первого секретаря был директором заготконторы без образования. Уже в то время пил так здорово, что считался алкоголиком. На почве алкоголизма у него развился алкогольный психоз – шизофрения II степени. Однажды он даже упал в кабинете, изо рта пошла пена. Главный врач ЦРБ Кушалаков спас его тогда, а все медицинские документы, подтверждающие диагноз, уничтожили.

С приходом первого секретаря обкома, незабвенного Г.В.Колбина, папу с “трона” скинули и, вместо того, чтобы вручить ему звание Героя соцтруда, против сына возбудили уголовное дело. Тогда о ФАСе, благодаря всесоюзной газете “Сельская жизнь”, узнал весь Советский Союз: у директора заготконторы не доставало молотого красного перца на 72 тысячи советских рублей. Чтобы покрыть недостачу, ФАС распорядился … натолочь красного кирпича. Позже кирпичных дел мастер в Старом Зелёном построил завод красного кирпича. Уж не для того ли, чтобы снабжать всю Россию кирпичным “перцем”?

В колонии ФАС занимался блатной работой,– он был библиотекарем. Это не помешало ему стать настоящим зеком – всё его тело покрыто сплошной татуировкой. Освободившись, он немного помыкался между районами, остановился на кулаткинском лесхозе. Папины деньги и на этот раз сыграли решающую роль в его жизни: он попал в бизнес. Мёртвой хваткой вцепился в лес и нефть. Самовольно захватил (подделал задним числом документы) старый школьный интернат, где выставил пост вооружённой охраны.

Бывший глава района сдавал ему в аренду комбинат бытового обслуживания. ФАС открывал магазины, кафе. В том самом интернате расположилась фирма “Идел”. Вторую аналогичную фирму “Леди” (Идел – наоборот) обосновал в Хвалынске Саратовской области. Там же у него были заправка, универмаг, другие торговые точки. В то время он работал от Самарской области, был первым крышевателем всего южного куста нашей области.

Поскольку он пришёл к власти фактически самозванцем, экс-губернатор его первое время даже не подпускал к себе. В районе намечалась работа комиссии, но ей неожиданно дали отбой. После этого глава области приблизил Фарита к себе.

В Кулатке ФАС разогнал райпо, все магазины продал без согласия населения. Пайщики после такой фиктивной прихватизации не получили ничего. Тому, кто пикнет – смерть. Однажды он попытался притащить в район замминистра финансов Улюкаева, который родом из этих краёв. Он подкрасил его дом и даже облагородил могилы предков. Но, тщетно. В 1999 году пригласил Депутата ГД Екатерину Лахову. Тогда произошёл досадный конфуз. После приёма гостьи из общепита пропало пять тысяч рублей. Дело дошло до того, что Лахову ФАС оскорбил, обвинив в воровстве.

ФАС заставляет всех хвалить себя. Ни один номер районной газеты “Кумяк Кюч” не выходит без хвалебной статьи в адрес главы или без его портрета. В августе 1999 года, когда дело шло к очередным выборам, в газете появилась статья под заголовком “Старокулаткинское чудо”. Почему только люди в районе запуганы этим “чудом”? Не потому ли, что ФАС через правоохранительные органы давит на людей, на их психику. Бывшему прокурору Давыдову за сговорчивость подарили дом. Потом его начали спаивать по графику. Сейчас он умирает от неизлечимой и страшной болезни. Теперь спаивают нового 32-летнего прокурора Шарафутдинова. Ему уже выделили дом, баню, машину “семёрку”. Начальнику милиции Фатхуллину каждый год дань зерном привозили “КАМАЗами”.

Раскрылась неуплата налога на 2,5 миллиарда неденоминированных рублей. Но в возбуждении уголовного дела тогда отказали. Сама налоговая полиция отказала. Скорее всего, ФАС откупился.

За период правления “чуда” район погиб, он разорён и разграблен. В течение восьми лет он превратился в тюремную зону, где ФАС – пахан. Сам себя он открыто называет ханом. Вместо развития экономики и переработки сельхозпродукции он начал резать скот, продавать транспорт, комбайны, трактора, КАМАЗы. По документам всё продавалось за бесценок, а на самом деле, раз в пять выше указанной цены. Восемь лет колхозники не получали зарплату. Большинство предприятий района оформлены на подставных лиц. Бюджетные деньги, пенсии прокручиваются по несколько месяцев, бюджетные деньги воруются в огромном количестве и в виде откатов возвращаются покровителям. Промкомбинат умер, после чего долгов предприятия стало раз в десять больше, чем было. Зато ФАСу и его приближённым было построено за счёт ПК более 10 домов, дачи, бани, конюшни и беседки – всё бесплатно. Лично ФАСу – три коттеджа в Казани (для себя и двух сыновей) стоимостью каждый не менее пяти миллионов рублей. На всех блоках фундамента дома Санжапова в Кулатке кто-то чёрной краской написал: “Взятка”.

На ключевые посты поставил родственников. Родного брата Равиля назначил директором мясокомбината, который, якобы, продали в Тольятти бандитам раз в 5-6 дороже заявленной цены. Только потом объявили аукцион. В течение семи лет братан “перерабатывал” районное мясо без всякой бухгалтерии. Налоговая инспекция во главе с Елянушкиным за сговорчивость регулярно получала свою долю колбасы и денег.

Родной брат жены Рамазанов Рашид (мозг ФАСа) – бывший начальник ДОСААФ с шестиклассным образованием – директор маслозавода.

У въезда в Кулатку на видном месте красуется мечеть странной архитектуры. Построено здание по-ваххабитски, поэтому его недавно закрыли. Рядом – фирма сокамерника ФАСа Раиса Бахтиярова, которому принадлежат ещё и заправки, аптека, три дома, джипы.

ФАСу нужны рабы, которые исполняли бы его любые, даже незаконные приказания. Исходя из этого, он строит свою кадровую политику. Первым делом он взялся за начальника РОВД Р.Абдюшева, способного ему противостоять. Затем за Р. Бимиева – главу посёлка, принципиального работника. Уволил зав РОНО, убрал председателя СПК “Красная заря”, зав отделом культуры А. Абсалямова – честного и порядочного человека, назначив на эту должность шабашника и пьяницу.

На одном из совещаний ФАС заявил, что молоко вредно для здоровья. Поэтому поголовье коров, в том числе и стельных, снизилось на ѕ.

Более, чем 70% земель не вспахано, точнее сказать, уничтожено. ФАС – не агроном, а коммерсант. Но он отвечает за то, чтобы накормить жителей района, обеспечить кормами животноводство. Начальнику управления сельского хозяйства Абдульмянову тоже не до этого, он обзавёлся третьей машиной “Нивой” для поездки на охоту. Хотя на эти деньги можно было бы приобрести ГСМ и выдать зарплату крестьянам.

Терпеть санжаповские издевательства народ не намерен, но перспективы избавиться от его ига люди не видят. Задача моей статьи – помочь им в этом.