В 1971 году в районе будущего ДААЗа в Димитровграде сдавались в стройпервые многоэтажные дома улучшенной планировки. Те самые, что зовутся сегодня «хрущобами»…
В числе самых первых (из-за принадлежности к элите) – поселяли в них писателей, партработников, актеров, тогдашних «толстосумов». Вторые и четвертые из этого списка, давно съехали в более престижные районы и «мобили». А первые и третьи остались жить в «благоустроенных» домах в районе Комбината технических сукон, которые потихоньку стали хиреть. Вместе с жильцами…
Все дело в том, что пятиэтажки строили… на болоте! В те времена никого, особо, не беспокоило то, что место это – гиблое, для стройки не пригодное. Кроме того, не знали тогда еще и повсеместных ныне свайных фундаментов. Грунтовые воды, множество родниковых «трубок» в этом районе, болотистая структура почвы, – разъедали подвалы первых «элитных» домов.
Чуть помогло решить ситуацию строительство ДААЗа со всеми его коммуникациями. Дренажная система микрорайона смогла частично облегчить нагрузку подземных вод на жилые постройки. Но микрорайон автостроителей, развиваясь на тех же болотистых землях, в конце концов, просто осел на дренажные коммуникации. И выход вешних, осенних и «коренных» вод стал настоящим бедствием для подвалов, дорог, цехов и гаражей в районе КСК, где бывшие технологии совсем не предусматривали путей спасения от этой беды…
И вот итог: спустя 30-33 года с момента сдачи первых многоэтажек в Димитровграде, встала на повестку дня жизненно важная проблема спасения населения этих домов от катастрофы.
Почетный гражданин Димитровграда, ветеран Великой Отечественной войны Евгений Ларин (один из первых новоселов в названных «хрущобах») и другие известные в городе люди били, что называется, во все колокола, ходили по разным инстанциям, доказывали, что их дом гниет на корню. Подвалы, в которых раньше (по правилам советского быта) были устроены сараи-кладовые, сегодня уже недоступны жильцам. На первых этажах зданий, в квартирах жильцов, стоит сырость и смрад, тучами летает камарье (как в тундре, ей-богу!), ползают мокрицы, бегают мыши, скачут блохи.
Конечно, жильцы дома, люди, в основном, грамотные, написали сотни жалоб во
все инстанции. А когда под зданием обнажился страшный пролом почвы, начали бить тревогу уже жители всех семи подъездов! Но ни бывший губернатор Ульяновской области Юрий Горячев, ни министр МЧС Сергей Шойгу, ни даже президент России Борис Ельцин, к которым не раз взывали жильцы, не пошевелили и пальцем, чтобы помочь людям!
Зато, получив наказ от своих избирателей, вроде бы мгновенно отозвались будущие главы области и города – Владимир Шаманов и Сергей Морозов. Первый, отвечая на письмо бедствующих, сразу же пообещал «устаканить» проблему и… перевел стрелки на мэра Димитровграда. Указав, естественно, и срок исполнения.
А Морозов, приняв делегацию жильцов, принял «соломоново» решение: в течение первых двух лет его правления расселить жильцов аварийного дома в резервный жилой фонд главы города. А потом – залить бетоном подвал, вывести коммуникационные коллекторы наверх, а на первых этажах дома, (выгодно продав площади) разместить офисы различных компаний, магазины, бытовые учреждения. Вот только хотел ли он реально помогать в чем-то избравшим его димитровградцам, жителям дома №4 по улице Свирской сегодня кажется весьма сомнительным. Ибо ничего-то для решения проблемы не сделано, никто никуда не переселен, и никаких офисов на первом этаже названного дома нет. А вот комары, мыши, мокрицы и постоянная сырость есть!
Таких домов в Димитровграде не один и не два, – их десятки, если не сотни. Вот и поверьте теперь в сказочное благополучие Димитровграда, о котором соловьем поет господин Морозов.