Тарифы на услуги ЖКХ и на электроэнергию, которые в Ульяновской области намного выше, чем в других регионах Приволжского федерального округа, сегодня остаются для ульяновцев одной из самых злободневных проблем. И кандидаты в Главы администрации области не преминули этим воспользоваться: в программе, наверное, каждого из них есть обещание добиться снижения этих кабальных тарифов. Рассчитывать всерьез на обращение госпожи Баржановой в Конституционный суд не приходится, ибо обращение это, на наш взгляд, есть не что иное, как предвыборный пиар, и проблемы снижения тарифов он не решит. Но решать-то ее все равно нужно! И сделать это, думается, можно, не обращаясь за помощью в Конституционный суд…

ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ?

О том, что сложившаяся в нашей области система формирования тарифов на услуги ЖКХ не создает для предприятий жилищно-коммунального комплекса стимулов к повышению качества их работы потому, что уменьшение издержек производства услуг приведет к снижению тарифов и, соответственно, прибыли предприятий, еще год назад писала в своей аналитической записке о некоторых аспектах по оптимизации затрат при формировании тарифов в ЖКХ, адресованной губернатору Шаманову, генеральный директор аудиторской компании “САНТИ”, кандидат экономических наук Тальия Усманова. Рост издержек предприятий ульяновского ЖКХ компенсируется за счет увеличения тарифов для населения, считает Тальия Хайдаровна. “Как следствие, такой подход ведет к заинтересованности предприятий не в снижении издержек, а в их росте” – делает она неутешительный вывод. И в самом деле, если помните, такая заинтересованность даже и не скрывалась властными чиновниками. И вопрос о том, приведет ли повышение тарифов к улучшению качества услуг ЖКХ, заданный однажды руководителю областного ТЭК господину Бударину, был назван им некорректным. Еще бы быть ему корректным, если до настоящего времени, планирование, учет и калькулирование затрат на жилищные услуги осуществляются с позиции определения расходов жилищной организации, а не расходов на управление и содержание жилого фонда. И в стоимость одного квадратного метра жилья включаются затраты на содержание производственных баз, техники, оборудования и многого другого.

ПРИБЫЛЬ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Получение предприятиями жилищно-коммунального хозяйства прибыли любой ценой, когда принцип рентабельности становится основным принципом деятельности этих предприятий, может иметь непредсказуемые политические последствия. Получение прибыли любой ценой недопустимо в условиях низкого уровня жизни населения и изношенности объектов ЖКХ. Чиновники не желают этого понимать. И пожинают сегодня горькие плоды, ярким доказательством чему служат почти нулевые рейтинги тех, кто тарифы повышал. Народ, что называется, “помнит своих героев”.

Нам неизвестно, как и что проверяла самарская аудиторская компания “Регул Олев”, почему результаты ее работы не вызвали повторной аудиторской проверки по-настоящему независимой компанией, но в аналитической записке гендиректора компании “САНТИ” прямо говорится о том, как предприятия ЖКХ добиваются повышения стоимости услуг ЖКХ в несколько раз! Впрочем, процитируем: “Так, услуги одного подразделения многопрофильного отраслевого предприятия ЖКХ, используемые при оказании услуг другим подразделением (снабжение электроэнергией, подача воды, ремонтно-эксплуатационные работы), включаются в структуру их затрат, не по цеховой себестоимости, а по тарифам, установленным для внешних потребителей. По существу, каждый раз эта услуга показывается как объем реализации (доход) со всеми вытекающими последствиями (налоговыми платежами), что увеличивает стоимость конечного продукта (услуги) в 2,5 – 3 раза!”

КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?

Кроме того, до недавнего времени не было выявлено ни одной (!) ведомственной проверки по ведению бухгалтерского учета на предприятиях ЖКХ. А проверки аудиторских предприятий, акты которых все же были приложены к отчетности городских предприятий ЖКХ, были формальными, не подтверждающими достоверности бухгалтерского учета. Сам же бухгалтерский учет на предприятиях ЖКХ Ульяновска ведется с нарушениями действующего законодательства и не отражает действительно осуществленных операций. «Недостоверность отчетности по бухгалтерским регистрам синтетического учета не дает возможности производить должный контроль, а учетная политика, как правило, не обеспечивает полноты отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности» – считает генеральный директор фирмы «САНТИ».

Вот так. Казалось бы, наведи порядок в бухгалтерии предприятий ЖКХ и увидишь, как говаривал незабвенный Михаил Сергеевич, “где собака порылась”. Но господам чиновникам от власти, это, видимо, не интересно, для них куда важней и проще драть с ульяновцев три шкуры. Им не хочется вводить на предприятиях ЖКХ систему внутреннего контроля, что позволило бы избежать неоправданных финансовых потерь. Более того, господ чиновников как раз устраивают эти самые потери, поскольку для них они нередко оборачиваются приобретением. Неужели, чтобы покончить с этим, извините, бардаком, нужно собирать 147 тысяч подписей, напрягать армию юристов и писать заявления в высокие судебные инстанции?

“С МИРУ ПО НИТКЕ”

Но платить ульяновцам приходится не только за бардак в бухгалтерии и за раздуваемые по стоимости услуги ЖКХ. Мы оплачиваем еще и ораву нахлебников, насаждаемых нам городскими властями, и непомерные аппетиты этой оравы. Вот всего лишь несколько примеров.

Постановлениями мэра города Ульяновска №1103 от 12 июля 2002 года и №1210 от 30 июля 2002 года был создан Комитет жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Администрации (мэрии) города Ульяновска, вошедший в состав мэрии города. В структуру Комитета вошли два самостоятельных управления, отвечающие за содержание жилищного фонда и благоустройство, за содержание инженерной инфраструктуры, и два отдела – административно–правовой и отдел планирования и экономического анализа. Сколько больших и мелких чиновников сели на шею горожан нам неизвестно. Зато известно, что сей комитет был создан с грубыми нарушениями действующего законодательства, и права ему были делегированы куда больше тех, какие определяет закон. Видимо, юрист Романенко посчитал, что мэру Ульяноска считаться с российскими законами ни к чему. Как не считался он с ними, единолично принимая решения о повышении тарифов на услуги ЖКХ. Но дело даже не в этом. А в том, что названный комитет, по сути, дублирует ранее созданную управляющую компанию ЖКХ, которая тоже исправно кормится за счет квартиросъемщиков города Ульяновска и за счет других потребителей услуг ЖКХ. Как, спросите вы? А очень просто! Вот, к примеру, договор на отпуск воды и прием сточных вод, заключенный между названной компанией и МУП “Ульяновскводоканал” (№490/13), составленный первого апреля 2002 года и подписанный господами Булаевым (МУП “ГУК ЖКХ”) и Трубачевым (тогда – директором “Водоканала”).Согласно этому договору, управляющая компания только за сбор с населения платы за воду и стоки, получает вознаграждение в размере пяти процентов от суммы, перечисленной на счет “Водоканала”! Интересно, но до возникновения ГУК “Водоканал” как-то обходился без выплаты вознаграждений посредникам, вся деятельность которых заключается в сборе платежей. Кстати, все, наверное, помнят скандал, вызванный заключением господином Булаевым (не без ведома его шефа Романенко) с московской фирмой “Юр-Экспресс”, договора на “вышибание” из ульяновцев долгов по квартплате, разразившийся осенью прошлого года. Так вот, москвичи желали получить 20 процентов от “выбитой” ими суммы. И Булаев (читай – Романенко!) на это согласился!

Добавим к названным выше документам еще и договор ГУК “Управляющая компания ЖКХ” с МУП “Заволжский” (№ 37) от того же первого апреля 2002 года, по которому управляющая компания за сбор с жителей Нового города платы за услуги ЖКХ, получала с собираемой суммы три процента “на бедность”, и мы увидим, что одно упразднение названной компании может реально обеспечить снижение тарифов на услуги ЖКХ для населения Ульяновска, как минимум, на 28 процентов! А если распустить еще и ненужный (и незаконный) комитет мэрии, о котором мы говорили выше, то снижение могло бы быть и еще большим. Наведя же порядок во внутрихозяйственных расчетах и в бухгалтерии ЖКХ, по-настоящему заботливая власть может (и обязана!) добиваться и дальнейшего снижения тарифов. И не только в Ульяновске, а во всей области. Нарушения, подобные описанным выше, присущи ЖКХ практически всех муниципальных образований области. И в том же хваленом Димитровграде местное МУП ГРКЦ получает «за труды» девять процентов от собираемой им с горожан квартплаты. Дело остается за малым, – избрать себе такую власть.