Уже три месяца цильнинские «опера» ищут виновников аварии на нефтепроводе «Холмогоры-Клин» ОАО МНПР «Дружба». На 2246-м километре некие злоумышленники произвели, как предполагается, несанкционированную врезку в «трубу». В результате этого или по какой другой причине, произошел разлив нефти. Масштаб загрязнения сельскохозяйственных земель оценивается как «внушительный» – 1500 кв.м. Судя по всему «черное золото» из нефтепровода «Холмогоры-Клин» сочилось незамеченным несколько суток.

3 сентября эту утечку зафиксировали сотрудники Сетевой лаборатории анализа и мониторинга окружающей среды (структура Министерства природных ресурсов РФ). Экологами были сделаны необходимые предписания о рекультивации отравленной нефтепродуктами земли. Каково же было их удивление, когда, вернувшись на место аварии через месяц, чтобы взять повторные пробы, с якобы уже очищенной земли, они не обнаружили никаких попыток по её устранению?

Через месяц приехали за пробами почвы, опять уже 3 раз. Результат тот же – «конь не валялся». Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура, куда давно поступила информация о розливе нефти, на участке «Холмогоры – Клин» не знает кому предъявлять иск на сумму около 150 тысяч рублей о нанесенном природе ущербе. Виновные лица до сих пор не установлены. В РОВД Цильнинского района оперативно-розыскные мероприятия все еще продолжаются уже три месяца…

В октябре чуть меньшая по масштабам авария опять же по вине нефтяников произошла и в Николаевском районе. Здесь на одном из месторождений на землю вытекло около 8 тонн нефти. Главный инженер «Ульяновскнефти» уже заплатил штраф: 4 тысячи рублей. Само же предприятие возместило ущерб, нанесенный окружающей среде, на сумму 30 тысяч рублей.

На удивление экологам нефтяники здесь не заставили «себя долго ждать». Последствия аварии в Николаевском районе были устранены вовремя.

Дважды в этом году не повезло с. Озеркам Чердаклинского района. Вернее, не повезло местной экологии. Сначала на КНС «Центральная» сломался трансформатор. Из-за поломки пролилось масло. Уровень загрязнения почвы специалисты оценили, как «очень высокий»: 22 грамма отравляющих веществ на 1 кг почвы (хотя «очень высоким» считаются уже 5 г на 1 кг).

Затем из-за отключения электричества на очистных сооружениях в близлежащий пруд (любимое место отдыха сельчан) были сброшены все неочищенные стоки. Собственно, подобная ситуация с очистными сооружениями происходит повсеместно.

Сотрудники Сетевой лаборатории МПР РФ проверили состояние сточных вод на более чем 40 очистных сооружениях области. Ни на одном из них очистка не осуществляется в соответствии с нормативными требованиями.

Химический анализ сточных вод производится по 20 ингредиентам: на присутствие в них тяжелых металлов, азотной группы и т.д. И везде, как правило, сточные воды сбрасываются в Волгу, Свиягу, р. Барыш и другие реки неочищенными более, чем на 50%.

Это удручающее для природы положение дел будет происходить до тех пор, пока на каждом 2-ом предприятии очистных сооружений не пройдет реконструкция «донельзя» износившегося оборудования на новое. Вот только где же взять средства?

В г. Барыше как несколько лет назад произошла авария на очистных сооружениях, так до сих пор все неочищенные сточные воды сбрасываются в одноименную реку.

А в Старой Кулатке подобного коммунального предприятия вообще отродясь никогда не было…

Что касается промышленных выбросов и их влияния на почву, то сотрудниками Сетевой лаборатории в этом году отобрано 900 проб. Обследовано более 120 предприятий, проведены химические замеры 160 потенциальных источников загрязнения. Превышение нигде не обнаружено. «Нет худа без добра! Это потому, что промышленность толком так и не работает», – считают в лаборатории.

В отделе «Химико – аналитического контроля промышленных выбросов и почвы» брови хмурят лишь при упоминании нефтяников. К примеру, «Нафта – Ульяновск» как минимум на пяти месторождениях («Аллагуловское», «Новобесовское», «Варваровское» и т.д.) имеет превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ. На призывы экологов – не губить природу, здесь никак не реагируют.

Просьбу лаборантов – беспрепятственно допускать их на «проблемные» месторождения для отбора пробы почвы тоже игнорируют.

«Такого никогда не было! – возмущаются лаборанты, – если дело так дальше пойдет – ничего хорошего не жди.

Тем временем главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды, некогда являющаяся в нашем регионе «государевым оком», похоже, окосело.

Пережив явно затянувшийся процесс реформирования, оно разбито на множество разных служб, агентств и управлений. Знающие люди поговаривают, что от такого «реформирования» местная природа уже умылась слезами.