В ходе предвыборной кампании, предшествовавшей первому туру губернаторских выборов, мэр Димитровграда С.Морозов неоднократно мелькал в выпусках теленовостей разгуливающим в сопровождении руководителей «УАЗа» по территории завода. Тогда многие оценивали это как обычную пиаровщину – мол, кандидат на пост губернатора знакомится с одним из основных градообразующих предприятий области. Не было у кандидата Морозова и проблем в плане организации встреч с работниками завода. Судя по всему, он также получил немалую финансовую поддержку от владельца предприятия – концерна «Северсталь».

Сведущие люди считают, что столь демонстративное радушие автозаводского начальства основывается на далеко идущих планах. На днях основной владелец «УАЗа» – ОАО «Северсталь-Авто» и корейский автомобильный концерн «Ssang Yong motor» подписали лицензионное соглашение о производстве автомобилей «Рекстон» на территории России. По словам генерального директора «Северсталь-Авто» В.Швецова, предполагается, что новый завод будет размещен в Ульяновске, однако это решение не окончательное и в течение месяца вопрос должен быть решен. Проектная мощность завода – 50 тыс. автомобилей в год.

Руководство Ульяновского автозавода заблаговременно начало подготовку к этому событию. Уже известно, что 30 цехов завода «ужимаются» до 15 бизнес-единиц. Из 21 тысячи работников предприятий после 1 января 2005 г. на заводе останутся менее 17 тысяч. Учитывая, что никакое существенное технологическое перевооружение на предприятии, по сути, не проводилось, можно говорить о том, что идет подготовка к сокращению нынешних объемов производства.

Единственным значимым препятствием для форсирования этих событий остается неясная ситуация с выборами Главы администрации Ульяновской области. По версии некоторых наблюдателей, если новый губернатор воспротивится планам авторов российско-корейского соглашения, и им не удастся получить площадку для строительства нового завода, мордашовцам придется искать другое место в России, и Ульяновский автозавод будет продолжать работать в прежнем его качестве. Если губернатором будет избран, как на то рассчитывают российско-корейские бизнесмены, г-н Морозов, то строительство нового завода неизбежно начнется. Авторы проекта делают упор на том, что новый завод будет работать по самым современным технологиям. В автомобилестроении это, прежде всего, означает то, что это будет завод–робот. Значит, массовые увольнения работников «УАЗа» будут продолжаться. К моменту начала работы нового завода (конец следующего года) и окончательного закрытия старого, выброшенными на улицу окажутся многие тысячи автозаводчан.

Закрытие старого завода и строительство нового приведут к резкому сокращению отчислений в и без того дефицитный областной бюджет. Тысячи людей лишаться средств к существованию. На других предприятиях города заработная плата будет либо заморожена, либо сократиться. И это далеко не полный перечень бед, которые обрушаться на ульяновцев, если планы российско-корейских бизнесменов будут реализованы. Обострятся проблемы буквально во всех сферах жизни не только самого Ульяновска, но и области. Даже беспредел шамановской команды через год-два будет вспоминаться ульяновцам как невинные шалости мелких жуликов. Надвигающаяся на область опасность куда масштабнее и разрушительнее.

Может быть, развитие ситуации, которую мы только что представили, пойдет в совершенно другом направлении, и мы преувеличиваем возможные последствия, – дай Бог, чтобы так оно и было. Но наученные горьким опытом минувших лет, мы ожидаем худшего. Потому что приход так называемых новых инвесторов в наш регион, как правило, заканчивался плачевно: область чего-нибудь да лишалась!

Может, лучше надеяться на собственные силы и на свой родной УАЗ, а не на корейско-китайского “благодетеля”?