Не берусь рассуждать о том, с какой целью все советские

сельхозпредприятия были переименованы в СПК, ПКП, СХПК, но их дальнейшие преобразования в ООО с непременной сменой названия – это желание руководства хапнуть чужое и смотаться. Новому начальству претензий не предъявишь, хотя оно приходит с той же самой целью, что и предыдущее. Крайним и кинутым всегда остаётся народ, о котором сейчас заботиться не принято.

В лучшие времена село Чертановка Кузоватовского района было центральной усадьбой процветающего и слывущего не только на всю область, но и на всю страну колхоз имени ХХ партсъезда. Демократический ветер перемен принёс сюда новое название – СПК “Чертановский”. Жители привыкли и к этому названию, но сельское хозяйство в нашей области, как и по всей России, начинало медленно, но верно сходить на нет.

В 2001 году ныне покойного председателя СПК вынудили провести реорганизацию хозяйства. Тогда к этому приложил свою руку вновь избранный глава района Сергей Чертановский. Всё было сделано заранее, даже привезли новую печать, а мнение людей не спросили. Созвали обычный сход граждан, где членов СПК почти и не было. Избрали председателя, что делают обычно на общем собрании хозяйства. Кстати, в протоколе общего собрания от 24 сентября 2001 года ни председатель, ни секретарь не указаны, что доказывает, что собрания-то и не было. Словом, сход граждан выдали за собрание СПК. Районное руководство закрыло на это событие глаза, не проверило факты, поспособствовав скорейшей реорганизации СПК “Чертановский” в ООО “Земледелие плюс”, куда вошли также кооперативы “Стоговский” и “Путь Ильича” (село Хвостиха).

Учредителем стал некто Владимир Пономарёв – “заволжский крутой”, как его здесь нарекли. ООО стало правопреемником всех трёх хозяйств. Люди считают, что районное руководство, зарегистрировав “Земледелие плюс”, допустило следующие нарушения: 1. Оно сочло законным принятие решения о реорганизации СПК “Чертановский” сходом граждан села Чертановка, а не общим собранием СПК, как это должно быть по закону, без выделения земельных паёв. 2. С попустительства районной администрации ни с одним владельцем имущественных и земельных паёв не был заключён договор. Более того, ничьего согласия на вход в ООО никто и не спрашивал. Таким образом, паи перешли туда воровским способом, а людей Пономарёв взял, как это ни кощунственно звучит, оптом. На свет появился фиктивный протокол, якобы, проведённого общего собрания, который подписали тогдашний председатель СПК Кузьмин Н.Н. и секретарь Жёсткова Н.А.

Многие смирились с этим, надеясь на лучшее. Но, когда перестали выплачивать зарплату, люди схватились за голову. Для получения кредитов были заложены скот и вся техника. Вот только непонятно, на основании каких документов была установлена принадлежность имущества ООО “Земледелие плюс”, ведь, ни с кем договоры не заключались, а основные средства перешли в ООО и были официально зарегистрированы. Для получения завышенного кредита в технических паспортах даже подделали даты выпуска.

Куда только не обращались возмущённые чертановцы, всё тщетно. Начальник районного сельхозуправления Михаил Казанцев дал в ответ на заявление граждан, с их точки зрения, отписку. Из РОВД и прокуратуры, как это принято, по поводу преднамеренного банкротства отвечали, что никаких нарушений, а, тем более, состава преступления в действиях нового руководства нет. А другого ответа из правоохранительных органов, задача которых – охранять права населения, – и не стоило ожидать.

Самые активные граждане написали письмо в приёмную кандидата на должность Президента, в котором просили остановить процесс преднамеренного банкротства и реализации не принадлежащих ООО “Земледелие плюс” основных средств по заниженным ценам, без учёта их технического состояния, для определённого круга лиц из руководства ООО и их родственников. Но всенародно избранный Президент проявил равнодушие к мольбам своих избирателей: письмо переслали в областную администрацию, а дальше … Всем известно, что бывает дальше.

А события развивались дальше по следующему сценарию: исполняющим директором ООО стал бывший руководитель СПК “Стоговский”, что в 15 километрах от Чертановки, Сергей Шалдыбин, а на должность главного бухгалтера пришла экономист СПК “Путь Ильича” незабвенная Мария Степановна Потапова, уроженка села Еделево – непосредственный организатор преднамеренного банкротства и развала “Земледелия плюс”. Пономарёв бил себя в грудь и обещал чертановцам райскую жизнь. Он взялся полностью погасить долги перед энергетиками и за ГСМ, но с грехом пополам погасил жалкую часть обещанного. Но, ради ухода от долгов, на смену ООО “Земледелие плюс” пришло ООО “Нива”. Вместо Пономарёва теперь новый учредитель – некий Орлов. Шалдыбин и Потапова остались. Фактический же руководитель и вдохновитель всех махинаций с ООО – г-жа Потапова, которая не ставит Шалдыбина ни в грош. В любом хозяйстве бумаги на подпись подают в первую очередь первому лицу, а потом главбуху, а здесь наоборот.

Итак, были сделаны огромные затраты на приобретение комплекса машин по возделыванию сахарной свёклы, хотя возделывать её и не пытались. Был приобретён и смонтирован бэушный комплекс оборудования для клеточного выращивания кур. После этого прошло больше года, а разводить птиц и не думали. Влиял на срыв выполнения уборочных работ и нанесение немалых убытков контраст размера оплаты труда специалистов и непосредственных исполнителей сельхозработ, необоснованное лишение премий комбайнёров-передовиков и невыполнение договора по натуроплате. Задержка зарплаты достигла нескольких месяцев, и даже лет. Зато она регулярно выдавалась родственникам Потаповой, возможно, за несколько месяцев вперёд.

В результате, в уборочную двух-трёх лет целиком не убрано поле вико-овса на зерно, не убрана большая часть подсолнечника, не посеяно ни одного гектара озимых. Взвешивание зерна, поступающего с поля, вывозимых на свалку отходов и засыпаемого на склад зерна производилось, вопреки общепринятым правилам, одним и тем же лицом – кладовщиком зерносклада, родным братом Потаповой Федей. Кроме этого, он заведывает складом запчастей и ГСМ. Ему здесь полное доверие. Материально ответственные лица в хозяйстве – сплошь и рядом родственники главного бухгалтера: зав. Нефтебазой – её муж, прораб – зять Лукьянов Лёша, шофёр по специальности, не способный вставить и черен в лопату. Да в хозяйстве ничего и не строится. Главный инженер – Алёшенька-сынок Потаповой, которого она отмазала от армии. Но в технике он разбирается, как, извините, свинья в апельсинах. Мать подписывает в подотчёт сыну огромные деньги. Всё, как говорится, охвачено исключительно интересами г-жи Потаповой и её семьи. “Везде должен быть мой глаз” – говорит Мария Степановна.

(Продолжение следует)