В ночь на среду 15 ноября офицер 31-й ВДБ застрелил из табельного оружия рядового. Чтобы расследовать обстоятельства этого дела, в Ульяновск прибыла специальная комиссия из Москвы.
«Жить стало страшно»
Пригородный поселок Поливно, где расположено одно из подразделений 31-й ВДБ, приобретает скандальную репутацию.
Два года назад с оружием сбежали два десантника-«деда», в результате погибли люди, беглецов застрелили. В начале 2004 года из части сбежал солдат-«срочник» — тогда парень покончил с собой. За историю 31-й ВДБ были случаи и суицида, и жалобы от рядовых работников на командный состав. Впрочем, какая военная часть смогла избежать таких ЧП?.. Но чтобы офицер расстрелял солдата — такого не припомнят даже старожилы.
Причина произошедшего, возможно, только одна, и ее обозначают казенным словом «неуставные отношения». Но ни жители Поливно, ни рядовые сотрудники 31-й Воздушно-десантной бригады до сих пор не могут понять, как можно дойти до такого состояния, когда в подчиненного — солдатика, который согласно уставу не имеет даже права возразить старшему по званию, стреляешь, как в мишень на полигоне.
Расследованием убийства рядового Сергея Самойлова занимается военная прокуратура Ульяновской области. Одновременно в Ульяновск прибыла комиссия из Минобороны и штаба ВДВ. Специалисты работают в Поливно, опрашивают командный состав, с рядовыми и офицерами разговаривают психологи, но все держится в строжайшем секрете. Молчит командование, даже дежурные на КПП отводят глаза: «Говорить не положено. Ничего не знаем. Ничего не видели».
Мы обратились в военную прокуратуру, но прокурор Владимир Хохлов, сославшись на то, что дело засекречено, передал через помощника, что воздержится от каких бы то ни было комментариев.
Версии
У нас все секрет, и ничего не тайна. В поселке Поливно пересказывают подробности истории, но глазами обывателей этот случай выглядит еще более диким. По словам очевидцев, офицер отправлял солдатика за спиртом, а тот отказывался. Говорил, что нет денег.
— Неужели из-за этого можно убить? — спрашивают в Поливно.
Напротив КПП находится продуктовый киоск — открыт круглосуточно. И рядовых, и офицеров тут знают в лицо. Ночью им некуда податься — соседние магазины работают до девяти, а здесь сигареты, шоколадки, вода.
— В ту ночь дежурила моя сестра, — рассказывает продавец Валентина Крутова. — В половине третьего ночи к киоску подходил офицер — тот самый, про которого говорят, что он стрелял в солдата. Еле стоял на ногах, но вел себя спокойно, не ломился, не безобразничал, стекла не бил. Только бухнул в окно кулаком, чтоб быстрей открывали. Сестра выглянула, а у него пистолет без кобуры. Она не испугалась, знает, как с пьяными обращаться. Начала его уговаривать, словно дитя малое: «Милый, не ругайся, что тебе подать?» Он купил сигарет и ушел. А потом, минут через сорок, или даже через час, поднялся шум, крики, стрельба.
На следующий день окрестные жители разнесли слух о том, что солдат прятался от буйного офицера, а тот палил в него из табельного оружия. Попал сразу — в висок. Мальчишка даже не успел понять, что умирает.
— Наши медики выезжали на этот случай, — сообщила заведующая центральной станцией скорой медицинской помощи Ольга Халилова. — Зафиксировали смерть до прибытия. В журнале записали, что смерть наступила от пулевого ранения в голову.
Выстрел и шум услышали сослуживцы. Увидев тело солдата, дежурный офицер немедленно оповестил командование, медиков, вызвал следователя из военной прокуратуры. Лейтенант был арестован. Местные жители говорят, что его жена ждет ребенка.
— Ближе к утру собаки, словно взбесились, — говорит местная жительница Антонина КалиныЧева. — Лаяли, выли, гремели цепью, на забор кидались. Последний раз такое было года два назад, когда два солдата с автоматами ударились в бега. Тогда тоже была зима. Мы закрыли двери, ставни, боялись даже зажигать свет. Поселок прочесывали патрули — заходили в дома, искали беглецов. Раньше думали, что рядом с воинской частью жить спокойнее, а теперь хочется переехать поближе к городу. Каждый раз задаешь себе вопрос: «А что будет следующей зимой?»
— Имена и фамилии героев публикации изменены по этическим соображениям