Знал бы прикуп — жил бы в Сочи

Трудно чем-нибудь удивить человека, более тридцати лет проработавшего в газете, а вот Александру Николаевичу Бехтееву, главному врачу нииаровского пансионата, это удалось, когда он позвонил мне и сообщил, что димитровградские преферансисты добились большого успеха на первом командном турнире по преферансу (Москва), который проходил под эгидой Всероссийской федерации настольных игр. Удивил меня, естественно, не сам успех наших земляков — первое общекомандное место и абсолютное личное первенство А.Бехтеева (кто не знает огромного интеллектуального потенциала Димитровграда!) — а факт приобретения преферансом в нашей стране статуса спортивной игры — наряду с бриджем и прочими многомудрыми карточными забавами.

Дитя богемных общежитий славного города Владивостока, я еще в юности был просто обречен знать эту игру и посвятил в свое время этому занятию не один десяток вечеров, свободных от трудов праведных. Но тут я понял, насколько отстал от жизни, и пошел к мастеру ликвидировать скопившуюся «преферансную безграмотность».

— Начнем наш разговор с вещей официальных. Давно существует в России федерация настольных игр?

— Чтобы федерация стала всероссийской, надо, чтобы ее отделения действовали минимум в 44 регионах страны. Но для этого было необходимо преодолеть прежние взгляды, по которым карты были занятием вроде как не совсем приличным. Хотя в бридж и в преферанс всегда играли многие выдающегося ума люди. Скажем, не было равных в этом деле гроссмейстеру Михаилу Талю. А гроссмейстер Ласкер и вообще был основателем целой преферансной школы. Да и в нашем городе, в числе прочих, преферансом всерьез увлекаются такие серьезные шахматисты, как С.Гичуркин, Ю.Залетов и другие. Ведь преферанс — не просто забава, а интеллектуальная игра, требующая от человека комбинационного дара, знания психологии, интуиции, твердости характера. Сейчас пришло осознание этой истины, что и помогло созданию федерации настольных игр.

— Понятно, что в маленьком городе все серьезные преферансисты знают друг друга. А как попадают на областные и региональные соревнования: есть какой-то отбор или по личным знакомствам?

— В преферанс в нашем городе играли всегда, но организованные соревнования стали проводиться лет пять тому назад. В это же время прошли первые турниры и в Москве. Про первый мы узнали уже задним числом, а на второй подали заявку на участие. Особых успехов не достигли, зато обрели множество знакомств. Затем начали достаточно часто проводиться турниры и в нашем регионе: в Самаре, Альметьевске, Казани и так далее. Нас на них приглашали, и наша команда выступала весьма успешно, если не сказать победно. И теперь у нас уже и по России высокий рейтинг. Это, к слову сказать, дает нам шанс именно в Димитровграде создать региональное отделение нашей федерации. И первым шагом на этом пути будет международный турнир, с приглашением преферансистов Украины и Белоруссии, который мы планируем провести в нашем городе 15-16 января.

— Александр Николаевич, что такое играть в турнире по преферансу командой? Мы садимся вдвоем и стараемся «надрать» чужака?

— Нет, конечно. Участники одной команды рассеиваются. Пульку расписывают три игрока, и состав их определяется по жребию. Победитель определяется по количеству набранных вистов. Они же идут и в зачет команды.

— Кстати, о вистах. В преферанс, как известно, играют не «на шалабаны». Сколько стоит вист на турнирах?

— Везде по-разному: от трех рублей до тридцати центов.

— В преферансе, как известно, существуют десятки вариантов игры: «сочинка», «ленинградка» и так далее. По какому виду проводятся официальные турниры?

— В России и в странах СНГ за основу взята «ленинградка».

— По какому регламенту проводятся официальные турниры?

— В первый день проходят отборочные игры, по результатам которых определяется состав любителей, мастеров и, если есть, профессионалов. Затем, в зависимости от количества участников, проводятся игры по олимпийской системе: проигравшие выбывают. Призовой фонд делится, как правило, между четырьмя финалистами.

— Из чего складывается призовой фонд?

— Из взносов участников: с любителей по сто долларов, а профессионалы вносят по тысяче. Часть призового фонда вносят организаторы турнира — это, обычно, казино, которые делают на этом рекламу.

— Сколько за турнир может заработать человек, успешно отыгравший все партии и дошедший до финала?

— От тысячи долларов до шести.

— В ходе игры карты раздают сами участники партии?

— Как обычно.

— Но ведь сейчас есть такие умельцы «работать» с картами, которые и до раздачи уже знают, что будет лежать в прикупе?

— На организаторах турнира лежит полная ответственность за порядочность людей на него приглашенных. К тому же, на турнир приглашают людей в достаточной мере известных в наших кругах. И, скажем, за все годы я не знаю случаев нечестной игры на турнирах.

— А как насчет преферансного остроумия в ходе игры, вроде: «Хода нет — ходи с бубей!», «Под вистующего — с тузующего» и тому подобного фольклора? Я уж не говорю о любителях непременно прокомментировать каждую разыгранную раздачу, укоряя, скажем, партнера, что тот «начал заход с короткой масти».

— В ходе игры разрешается говорить только технические термины: торговаться, пасовать, заказывать игру и вистовать. Кстати, излишняя болтливость за столом, даже если пульку расписывают друзья, является выражением неуважения и к партнерам, и к самой игре.

— Судя по вашим словам, Александр Николаевич, наступающий год обещает расцвет димитровградского преферанса, для чего наработаны хорошие предпосылки. А что вас волнует в этой связи?

— Сегодня все ведущие преферансисты города, это, обычно люди достаточно зрелого возраста. Есть, конечно, уже и новая волна, но молодые люди относятся к преферансу, как правило, не творчески: не наращивают мастерство, не изучают тонкости этой замечательно игры.

Что касается организационной стороны, то в течение наступающего года нам предстоит решить проблему своего помещения, в котором можно было бы проводить турниры различного уровня: от городских до региональных.