«Времена меняются…»

…, и мы вместе с ними” – гласит античная поговорка. По отношению к отдельным людям она должна звучать примерно так: “Времена меняются, и мы к ним приспосабливаемся”. Ещё прошлой весной Иван Андреевич Вальков, узнав, что я собираю материалы о нём, пригрозил расправой людям, снабдившим меня информацией. Вальков заявил, что если бы он сам был дома, когда я фотографировал его двор, то он застрелил бы меня из ружья. И теперь, рискуя своей жизнью, надеясь на то, что времена меняются, я всё-таки позволю себе набросать несколько штрихов к портрету бывшего председателя СПК имени Мичурина и главы Воецкой сельской администрации Барышского района.

НАЗВАНЫЙ БРАТ

Небезызвестный в районе Рамиль Камиллович Таиров, родом из Старотимошкина начал свою трудовую деятельность в совхозе “Барышский”, что в посёлке Земляничном. Оттуда он был призван в армию, из армии приехал в Кузоватовский район. А оттуда его культурно попросили. Тогда за Рамиля взялся его родной дядя Нариман Абдулхакович Суслин, пользующийся в районе большим авторитетом и влиянием. В одну руку он взял племянника, а в другую – бутылку коньяка и отвёл к бывшему главе районной администрации Байдукову. Фактически, коньяк “решил” дальнейшую судьбу самого Таирова, агропромышленного комплекса района, а, главное, многих ведущих специалистов и руководителей хозяйств, которым отдана жизнь, вынужденных по его милости покинуть свои рабочие места. В жизни Валькова он сыграет не последнюю роль.

Владимир Павлович Тигин начинал работать в том же самом “Барышском”, что и Таиров, был средним агрономом. Потом занимал должность парторга в колхозе имени Ленина, затем председателя колхоза имени Мичурина, колхоза имени Дзержинского. Дошёл до начальника управления сельского хозяйства Барышского района, откуда его перевели в аналогичное управление Мелекесского района.

Вальков жил в Конновке, когда на почве любви к охоте они сдружились с Тигиным, да так, что тот окрестил его “названым братом” и перевёз в Воецкое, назначив прорабом, а жену – Марью Алексевну – зав. складом. После того, как “братца” перевели в колхоз имени Дзержинского, Вальков выдвигается на должность директора торгово-розничного предприятия Барышского райпо по Воецкому кусту. Оба любят охоту в самом широком смысле этого слова: охотятся не только на дичь, но и за особами женского пола. Будучи директором ТРП.

Его Вальков возглавлял до тех пор, пока Тигин не перешёл в областную администрацию. Узнав, что у него есть названый брат, районные власти решили пристроить на “тёплое” местечко и в 2001 году назначили Валькова главой Воецкой сельской администрации.

ПУТЬ НАВЕРХ

До 2002 года СПК имени Мичурина возглавляла женщина, которая не подчинилась воле начальника сельхозуправления по многим вопросам: 1) не пошла на сделку с какой-то фирмой и не купила солярку по грабительским ценам; 2) отказалась принять навязываемый Таировым мобильный отряд комбайнеров из области, за который нужно было расплачиваться 30% собранного и очищенного зерна и, тем самым, отнять работу и зарплату у местных комбайнеров; 3) не согласилась на его аферу по смешной цене продать ему зерно, а разницу – тоже смешную, положить себе в карман. Солидный куш достался бы, несомненно, талантливому начальнику сельхозуправления вместе с его свитой. Председатель СПК была уволена по сфабрикованному Таировым уголовному делу.

Хотя должность председателя СПК по уставу – выборная, Вальков был назначен на неё волевым решением Таирова при поддержке Байдукова. Куда же смотрели правоохранительные органы, когда на руководящую должность председателя СПК, сопряжённую с предпринимательской деятельностью, назначался глава муниципального образования? Есть ли в Барышском районе закон? Ведь, это серьёзное нарушение законодательства. Только по истечении двух месяцев общему собранию членов СПК ничего не оставалось, как утвердить Валькова в должности председателя. На собрании лично присутствовал Таиров, который, не имея права вмешиваться во внутренние дела кооператива, в приказном порядке потребовал утверждения Валькова на новом посту.

Начав председательствовать, Иван Андреевич предупредил во всеуслышание, что зарплата ему вовсе не нужна, потому что у него приличное жалование в администрации, а колхозом он будет заниматься бесплатно, из чувства патриотизма. Пообещав людям работать самоотверженно и бескорыстно, он поступил с точностью до наоборот: через полгода на ферме не осталось ни одной головы скота.

АДЮЛЬТЕР ПО-БАРЫШСКИ

С первых дней руководства Вальков воспылал нежными чувствами к молодой симпатичной телятнице Ирине. Он оставил с десяток хилых телят, чтобы и Ирина была при делах, и у него был лишний повод заглядывать на ферму. Жена Валькова взглядов мужа явно не разделяла. И в один из прекрасных дней у сельмага разгорелась велосипедно-пешеходная война. (Родная жена ехала на велосипеде, а двоюродная шла пешком). Несмотря на то, что Марья Алексевна была моторизована, верх она не одержала и с поля боя ретировалась. Несколько дней спустя, пронаблюдав с утра за мужем, который посадил в жёлтый служебный УАЗик любовницу и скрылся за селом, она нанесла визит мужу соперницы, чтобы не оставаться и не страдать в одиночестве. Валерий выкладывал печь в новом коттедже. “Валер, ты знаешь, наши-то скрылись”. – “Достали!” – крикнул Валерий и запустил в уже пострадавшую женщину кирпичом. Чтобы залечить душевную и физическую раны законной супруги, Вальков купил ей шубу из натурального меха. Говорят, на колхозные деньги.

СПК – ЭТО Я!

Итак, когда он пришёл в СПК, как председатель, у него было “планов громадьё”: увеличить поголовье скота, расширить посевы многолетних трав, озимых культур. Однако он не только не осуществил свои голубые мечты, но и выкосил траву, заложенную предшественниками, свёл на нет их труд. Обязанности главы администрации он тоже исполнял скверно: в селе не стало воды, проблемы и заботы сельчан стали для него безразличны. Все силы он прилагал к тому, чтобы наладить свой быт, заботиться о себе любимом. Одной дочери, говорят, он купил квартиру в Ульяновске, другой в Барыше, а третью выдал замуж за сына председателя СПК “Искра” Большакова.

Уютно стала чувствовать себя и главбух Сизова – сваха Валькова по средней дочери. За 200 (!) рублей она перевезла к себе во двор тракторный прицеп (детская игрушечная коляска стоит около тысячи). Одно колесо телеги дороже всего прицепа.

В январе прошлого года Вальков написал заявление по собственному желанию. Видимо, брать в хозяйстве было нечего. Своё обещание работать в СПК бесплатно он быстро забыл и объявил, что заработал 48 тысяч, поэтому в возмещение забирает трактор МТЗ-80 и приватизированный непонятным образом, выделенный для администрации села автомобиль ГАЗ-53. Он перевёз к себе в подворье часть сельхозинвентаря, к примеру, пресс-подборщик для сена.

(продолжение следует)