СЕМЬЕЙ ЛЕНИНА ТОЖЕ ИНТЕРЕСУЮТСЯ

В советское время у дома-музея Ленина в Ульяновске стояли очереди. Созданный первым в стране, он был открыт в 1923 году и сразу стал популярным. Сейчас раздевалка музея почти все время полупуста. Но нельзя сказать, что про Ленина забыли.

Среди посетителей музея сегодня больше всего учащихся младших классов. На вопрос экскурсоводов, кто такой Ленин, они дают разнообразные ответы: писатель-философ, государственный деятель, царь или даже вождь чернокожих. Но сотрудники музея рассказывают посетителям не о политических взглядах вождя мирового пролетариата, а о семье, в которой воспитывался Володя Ульянов, о том, как формировался его характер. Сейчас музей уже не несет той идеологии, которая была присуща ему раньше. Экскурсоводы рассказывают, какие Ульяновы были скромные в быту, об их демократизме.

Интересно, что среди тех, кого Ульяновы приглашали в гости на Пасху или Рождество, была и семья директора симбирской гимназии Федора Керенского. Будущий премьер-министр Александр Керенский приходил сюда в возрасте четырех-пяти лет. Младшая сестра Ольга придумывала для него игры. А Владимиру тогда было 17 лет, поэтому о каком-либо общении между ними говорить не приходится. В 1917 году два знаменитых уроженца Симбирска оказались по разные стороны баррикад.

Кстати, только в 1992 году удалось «вернуть» в дом Ульяновых иконы: Илья Николаевич в отличие от детей был верующим человеком. Вообще российских посетителей больше всего интересуют бытовые подробности. Иностранцы же задают вопросы, какую музыку слушали Ульяновы, что читали, какие изучали языки.

Татьяна Брыляева возглавила музей в 1992 году. По ее словам, самое трудное время для музея было в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Тогда многие посетители были настроены довольно враждебно. Потом, говорит Татьяна Михайловна, люди поняли, что капиталистический путь не устлан розами. С началом перестройки некоторые экскурсанты оставляли в книге отзывов настоящие исповеди. Сейчас многие пишут, что Ленин был действительно великим человеком. Недавно в музее побывала съемочная группа телевизионщиков из Шанхая. Они написали в книге отзывов: «Ленин, наверное, и не подозревал, что его учение будет изучаться и развиваться великим китайским народом».

В музее постоянно проводят конференции, музыкальные встречи в гостиной. Начало этой традиции положил Тихон Хренников. Естественно, сначала исполняют «Лунную сонату» Бетховена. В конце года музей объявляет конкурс детской игрушки. Лучшие поделки ульяновских детей вывешивают на новогодней елке в доме-музее. В этом году здесь будут отмечать 65-летие традиции наряжать новогоднюю елку в доме Ульяновых.

Российские политики время от времени тоже заглядывают в музей. Недавно здесь побывала депутат Госдумы Маргарита Баржанова. А вот бывший глава региона Владимир Шаманов музей не посещал. Зато его супруга несколько раз приводила сюда гостей Ульяновска. Чаще всего в музее бывают представители КПРФ. Несколько раз приходил Геннадий Зюганов. Демократы дом, где «зародился дух революции», обходят стороной. Многие из политиков просто осматривают экспозицию, иногда отказываясь от экскурсовода. Другие же занимаются здесь пиаром. Самым «пышным» за всю историю музея было посещение Александра Руцкого в его бытность губернатором Курской области. С собой он привез журналистов. Руцкой осматривал музей, рассуждая перед телекамерами об истории.

Сотрудникам музея приходится заниматься не только научной работой, но и техническими вопросами. Последний капремонт музея был произведен в 1947 году. Сейчас требуется полное обследование дома, но на это нет средств. Музею нужны также обои с рисунком, который придумала Анна Ильинична Ульянова. Последнюю партию таких обоев по специальному заказу изготовила одна из московских фабрик. Теперь они закончились, и удастся ли заказать новые, неизвестно. Кстати, финансовый вопрос насущен и лично для сотрудников музея. Так, заведующая музеем получает 2400 руб. в месяц, а научный сотрудник 2200 руб.

Надо сказать, что дом Ульяновых – не единственный музей в Ульяновске, связанный с именем Ленина. На территории Ленинского мемориала находится дом, в котором родился Володя Ульянов. В здании мемориала расположен и самый большой концертный зал в городе. Все эстрадные звезды, приезжая в Ульяновск, выступают именно в нем.

Здание Ленинского мемориала было построено в 1970 году, к 100-летию со дня рождения Ленина. Тогда же здесь были возведены самая большая в городе гостиница «Венец», новое здание педагогического института. В том же году в Ульяновске появились аэропорт и железнодорожный вокзал. Областное начальство сумело тогда «воспользоваться» юбилеем и «выжать» из Политбюро все, что могло. Это было золотое время Ульяновска. Сейчас о таких «инвестициях» город может только мечтать.

Время от времени в городе поднимается вопрос о возвращении старого названия Симбирск. Сотрудники музея Ленина рассказывают, что от старого Симбирска в городе осталось лишь два десятка домов. «Сейчас даже Волга совершенно не та, что была при Ленине. Ульяновск – продукт советской эпохи, – говорит Татьяна Брыляева. – Кстати, после смерти Ленина Надежда Крупская просила не создавать памятников Ильичу. Словно чувствовала, что все они будут однотипными и неинтересными».

За сохранностью архитектурных зданий старого Симбирска следят сотрудники Историко-мемориального заповедника «Родина В.И. Ленина». Директору заповедника Александру Зубову пришлось выдержать нелегкое противостояние с новыми русскими, положившими глаз на землю в центральной части города.

Сейчас в заповеднике располагаются 10 музеев, посвященные быту и традициям старого Симбирска. Один из них – гимназия № 1, куда Володя Ульянов ходил пешком по улице Московской. Кстати, Александру Зубову грозило исключение из партии за то, что он повесил там портреты царей. Однако бывший первый секретарь обкома КПСС Юрий Горячев махнул тогда на это рукой, заметив, что против исторической правды не пойдешь.

Удалось в неизменном виде сохранить часть улицы, прилегающей к дому Ульяновых. Единственная проблема – плохое освещение в вечернее время. В те годы, когда по улице Московской ходил Володя Ульянов, она была гораздо светлее.