Наркомания, алкоголизм, токсикомания

О наркоситуации, сложившейся в Димитровграде к 2005 году, рассказывает сегодня главный врач муниципального учреждения здравоохранения “Наркологический диспансер” Виктор Владимирович Лобосов.

– Виктор Владимирович, какова ситуация в нашем городе по наркомании?

– Картина распределения больных по группам учета наркологического диспансера отражает заболеваемость и распространенность той или иной наркологической патологии среди населения города. Год от года происходит волнообразное изменение этой картины. Происходит это за счет увеличения употребления одного психоактивного вещества и снижения уровня потребления другого вещества.

Напомню горожанам, что наиболее остро проблема наркомании в Димитровграде встала в 1998 году, когда появился новый наркотик – героин, а уровень наркотизации населения резко возрос. Так, в1997 году на учете в наркологическом диспансере с диагнозом “наркомания” состояло 172 человека. С 1998 по 2002 год произошел рост показателей: в 1998 году были взяты на учет 289 человек, а в 2002 году – 606 человек.

С 2002 года наблюдается снижение количества людей, впервые взятых на учет с наркоманией. Темпы-то заболеваемости снизились, однако ежегодно продолжается рост показателей. В 2003 году в наркологическом диспансере уже состоял на учете 631 человек, а в 2004 году – 654 человека.

– А какие выводы можно сделать по заболеваемости алкоголизмом?

– Если говорить об алкоголизации населения города, то за последние два-три года алкоголизм сильно помолодел. В городе происходит раннее приобщение к спиртным напиткам, а на учет ставится все большее количество молодых людей, средний возраст которых 22-25 лет. Если раньше первая стадия заболевания формировалась через восемь-десять лет систематического пьянства, а еще через десять лет – вторая стадия, то теперь темпы развития заболевания стали ускоряться. При этом замечу, что у молодых алкоголиков очень быстро наступает деградация личности, изменение поведения в сторону развязности, неуправляемой агрессии, склонности к паразитическому образу жизни. Естественно, что эти представители молодого поколения социально дезадаптированы. Они не имеют постоянной работы, семьи, совершают правонарушения и преступления. Уже не редкость среди молодых людей и алкогольные психозы. К примеру, в 2004 году в нашем диспансере проходил лечение 13-летний ребенок с алкогольным психозом.

Выглядит угрожающе и статистика учета заболеваемости алкоголизмом второй стадии.

Так, в 2002 году этот диагноз был поставлен 1438 горожанам, в 2003 г . – 1548, а в 2004 году – 1635. Рост заболеваемости алкоголизмом идет на фоне употребления суррогатов алкоголя, которое приводит к отравлениям, тяжелым психозам, соматическим осложнениям: циррозам, гепатозам, энцефалопатиям.

– Но ведь наверняка эта статистика не отражает реальной картины заболеваемости наркоманией и алкоголизмом?..

– Оценивая масштабы распространенности вышеуказанных заболеваний, следует учитывать коэффициент их выявляемости. Судить о реальных цифрах можно исходя из того, что число больных алкоголизмом среди населения на треть превышает количество больных, состоящих на учете в наркологическом диспансере, а больных наркоманией выявляется в пропорции один к десяти. Путем несложных арифметических действий можно получить реальное количество больных в городе.

Наркоситуацию среди молодежи и подростков в общих чертах можно охарактеризовать так: при спаде наркотизации наблюдается тенденция к повышению уровня употребления алкоголя и роста случаев токсикомании. Последняя патология характерна именно для подростков, а чаще детей. Вот об этой проблеме я бы хотел поговорить подробнее.

– Думается, эта проблема волнует не только наркологов, но и педагогов и родителей?

– Перед наркологами в частности и перед всем обществом в целом встала не менее страшная проблема, чем наркомания. Дело в том, что кроме официально признанных наркотиков существует еще одна группа веществ, которая в последнее время приобрела популярность у самых молодых людей. Это летучие, наркотически действующие вещества (ЛНДВ). В быту их называют растворителями, а по способу употребления – ингалянтами. Это дешевые и легко доступные средства, которые просты в употреблении. Именно это привлекает все большее количество несовершеннолетних, становящихся на путь токсикомании.

Судя по учету наркологического диспансера, официально эта патология в нашем городе появилась в 2002 году. Именно тогда был взят на диспансерный учет первый ребенок с токсикоманией. С этого времени прошло всего два года, но за этот срок количество таких детей на учете увеличилось в десять раз. И это очень страшно.

Сейчас к токсикомании приобщаются с десятилетнего возраста. Эти дети, вероятно, даже не подозревают, какой непоправимый ущерб они наносят своему здоровью и своему будущему.

– Чем же опасны растворители?

– Ответ кроется в самом названии. Эти вещества способны растворять жиры. Если учесть, что жиры входят в состав мембран (оболочек) клеток, то становится понятно, что растворители просто разрушают клетки организма. Больше всего жиров в оболочках нервных клеток – до 70 процентов. Поэтому в первую очередь происходит гибель клеток головного мозга и развивается энцефалопатия – необратимое поражение головного мозга. Это осложнение формируется через 12 – 16 месяцев регулярного вдыхания паров растворителей. И как результат – отставание в психическом развитии, резкое изменение характера в сторону раздражительности, вспыльчивости, несдержанности и неуправляемой агрессии. В дальнейшем очень быстро развивается деградация личности, снижение памяти, интеллектуальных способностей и в итоге происходит развитие нарастающего слабоумия, что приводит ребенка к инвалидности. Кроме этого, у детей обнаруживается задержка физического и полового развития, а в последующем – грубая соматическая и неврологическая патология. Такие дети страдают бронхитами, нередко – воспалением легких.

Хотя растворители не отнесены к наркотикам, эти вещества, как и наркотики, способны вызывать психическую и физическую зависимость. На стадии психической зависимости подросток токсикоманит в группе сверстников, прячась в подвалах.

Когда же развивается физическая зависимость, то у подростка утрачивается контроль, и он уже может вдыхать пары клея открыто на улице либо на виду у своих родственников и уже в одиночку. При вдыхании ингалянтов возможен и смертельный исход, поскольку высокая концентрация летучих растворителей способна привести к мгновенной остановке сердечной деятельности и дыхания.

– Что нужно делать родителям, если, не дай Бог, они заметят в своем ребенке изменения и поймут, что их чадо занимается токсикоманией? На что им нужно обратить внимание?

– Обращаясь к взрослым, я еще раз хочу напомнить, что успешность лечения данной патологии – это ранняя диагностика. Именно вам, родителям, отводится первая роль в распознавании причины изменения вашего ребенка. Будьте внимательны к вашим детям. Вас должно насторожить малейшее изменение поведения ребенка, беспричинные резкие перемены в его настроении, а также апатия, равнодушие к прежним увлечениям, нарушение сна и аппетита. Внешне признаками токсикомании могут быть краснота и раздражение крыльев носа, кожных покровов вокруг рта, покраснение глаз, а одежде – неопрятность и загрязненность, наличие специфического запаха ацетона.

В нашей практике нередко встречаются случаи, когда ребенку достаточно долго удается скрывать свое пристрастие к ингалянтам от родителей и педагогов.

“Выплывает” это только тогда, когда подростка задерживают с клеем на улице сотрудники милиции или когда ребенок начинает пропускать уроки в школе, бродяжничать. Бывает и такое, когда сами родители пытаются скрыть данную патологию ребенка. Нетрудно предсказать, к чему приводит такая любовь. У ребенка развиваются психические отклонения, агрессивное поведение, личность деградирует.

И только тогда, когда ребенок полностью выходит из-под контроля и становится опасным для окружающих, родители обращаются в медицинские учреждения. К сожалению, иногда это происходит слишком поздно. Напротив, если выявление случаев вдыхания паров клея происходит на ранних стадиях, то совместными усилиями медиков и родителей удается отвлечь ребенка от этого пагубного пристрастия, сохранив здоровье ему и его родителям.